09.06.2007
по материалам статьи "Столица Крыма в кадре и за кадром"
Огромное количество фильмов снималось, снимается и будет сниматься в Крыму. И не последнюю роль в них часто играет наш город... Симферополь стал «южным полигоном», местом, где снималась городская натура для большинства фильмов. Этому способствовало не только местонахождение столицы Крыма, но и особенности ее облика: уникальная полифония городских стилей — от средневекового восточного городка («Шанхай» между Центральным универмагом и телевышкой) до «спального района» мегаполиса (многоэтажки «московских проектов» на пересечении проспекта Победы с Объездной дорогой). Именно поэтому Симферополь изображает на киноэкране — за редким исключением — не самого себя, а либо «город вообще», либо другие географические объекты, вплоть до Москвы.
Они были актерами
Один из немногих фильмов, действие которого происходит в Симферополе не «по умолчанию», а «по оглашению», — картина режиссера Георгия Натансона «Они были актерами» («Мосфильм», 1981).
Снимавшийся осенью 1980-го на улицах столицы Крыма фильм делался не симферопольцами, с чем связаны многие забавные недоразумения. Другие вызваны слабой материально-технической базой отечественного кино и недостаточным вниманием к исторической достоверности.
Время действия ленты — период оккупации города (1941-44 гг.), что потребовало воспроизведения реалий 40-х годов. В отличие от Голливуда, «Мосфильм» не имел собственного парка ретро-автомобилей, поэтому за помощью обратились к местным автолюбителям, наняв их самих в качестве статистов.
Сцена совещания в штабе нацистов снималась вечером на улице Шмидта. Жители могли наблюдать припаркованные у одного из домов архаичные автомобили, на капотах которых краснели флажки со свастиками. За баранками гордо сидели молодые (и не очень молодые) люди в нацистской униформе с популярными тогда наручными часами «Электроника» и длинными, по моде 80-х, «кудрями черными до плеч». В последний момент второй режиссер картины велел автомобилистам снять электронные часы. На то, чтобы отправить подопечных в парикмахерскую, времени не оставалось. Впрочем, вряд ли бы участники согласились принести свои шевелюры в жертву высокому искусству.
Хорошо, хоть пеших «фрицев» в массовке изображали курсанты Симферопольского высшего военно-политического училища с короткими армейскими стрижками...
Символом «фашистского варварства» в фильме должно было стать посягательство на монумент А.С.Пушкину. Если верить кадрам, оккупанты набросили на шею статуи поэта, находящейся на пересечении улиц Пушкинской и Горького, петлю и пытались низвергнуть ее с постамента. Действия, что и говорить, безобразные... если не знать того, что памятник появился только через 22 года после окончания войны — в ноябре 1967-го.
Самое удивительное, что вскоре после выхода фильма на экраны скульптуру и впрямь демонтировали, но не интервенты, а симферопольские власти. Ее переместили с Пушкинской в Совнаркомовский переулок, в сквер около женской консультации (сейчас там стоит памятник Святителю Луке — В.Ф.Войно-Ясинецкому). Лишь недавно великий поэт вернулся на привычное место.
В заключительном эпизоде картины «Они были актерами» нацисты ведут подпольщиков к месту казни по живописной холмистой местности в районе улиц Мате Залки и 51-й Армии. На самом деле, кстати, патриотов ликвидировали в совхозе «Красный» возле Евпаторийского шоссе, на противоположной окраине города. Но не это главное. Фоном «крестного пути» героев служат деревья и кустарники в ярком осеннем убранстве. Особенно хороши темно-красные листья скумпии (в массовом порядке высаженной в 50-е годы в рамках «великого сталинского плана преобразования природы»). Закадровый голос сообщает, что всего через два дня советские войска освободят Симферополь. Хорошо известно, что случилось это 13 апреля 1944 года. Говорят, будто военные действия плохо влияют на погоду. В ходу даже термин «ядерная зима». Однако вряд ли в 40-е годы оружие имело столь разрушительную силу, чтобы вызвать осень в середине весны...
В городе С
В другом кинофильме Симферополь не назван полностью, но его имя скрывается за инициалом. «В городе С.» Так озаглавлена лента режиссера Иосифа Хейфица («Ленфильм», 1967), экранизация рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В кадре легко узнаются симферопольские улицы, переулки и особняки. К примеру, фаэтон Старцева в одной из сцен подъезжает к «дому Туркиных». Это достаточно известное здание, расположенное на улице Студенческой (бывшая Лазаретная), 2. В 1920 году здесь находился штаб командующего Южным фронтом красных Михаила Васильевича Фрунзе, вместе с которым работали Семен Михайлович Буденный и Климент Ефремович Ворошилов, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде (понятное дело, замаскированная на время съемок).
Сумка инкасатора
Чаще, впрочем, у Симферополя отнимали даже первую букву имени, заставляя его играть роль «города вообще». Типичный пример — «Сумка инкассатора» («Ленфильм», 1978). Картина рассказывает о страшном преступлении: по дороге в аэропорт убита инкассаторская бригада, а сумка с астрономической по тем временам суммой в 250.000 рублей бесследно пропадает.
Злодеяние раскрывают два следователя, как и положено по советской традиции, «хороший» и «плохой». Первого играет русский Георгий Бурков, второго — литовец Донатас Банионис. Им помогает очаровательная молодая юристка-стажер. Орган, производящий расследование, в фильме назван «прокуратурой». Однако находится он почему-то на хорошо известном каждому симферопольцу бульваре Франко. Герои, правда, пользуются не знаменитым подъездом здания №13, где размещается главное управление СБ Украины (тогда — КГБ СССР) в Крыму, а соседним, в котором находился отдел охраны (сейчас этого корпуса нет, на его месте — экспертно-криминалистическая служба), но, судя по всему, лишь для того, чтобы в кадр не попали реальные сотрудники «конторы», штатные и внештатные.
Разумеется, кинематографический преступник к концу экранного времени разоблачен и арестован. Между тем, в основу сюжета легло подлинное злодейство. Оно было совершено не по дороге в аэропорт, а в другом месте (окрестности села Вилино между Симферополем и Бахчисараем) и до сих пор не раскрыто. Может быть, потому, что следствие по делу вел не КГБ, а настоящая прокуратура области (располагавшаяся тогда на углу улиц Жуковского и Карла Либкнехта).
Нежность к ревущему зверю
Бульвар Франко (правда, в той части, где он не является бульваром) запечатлен еще в одной ленте. Фильм «Нежность к ревущему зверю» (1981) повествует о жизни летчиков-испытателей, которых интервьюирует бойкий журналист. Возлюбленная одного из героев — медик. Как-то раз пилот подвозит ее на работу на своей автомашине. Больницу изображает Симферопольское городское управление внутренних дел (бульвар Франко, 44).
Кинематографистам на время съемки пришлось не только удалить милицейские автомашины с площадки перед УВД, но и нагнать вместо них кареты скорой помощи. А поскольку обыватели не были осведомлены о съемках, это породило слухи о случившемся якобы в управлении ЧП не то бунте в изоляторе, не то нападении гангстеров на штаб-квартиру симферопольской милиции.
Сравнительно редко учреждения и предприятия столицы Крыма использовались в кино по своему прямому назначению.
«Куда исчез Фоменко?»
Картина с этим названием, созданная в том же 1981 году, не детектив, как можно предположить, а бытовая драма. Герой, авиационный инженер, не выдержав конфликтов в семье и на работе, уходит в горы пасти лошадей, не предупредив ни родственников, ни коллег. Сколь это ни удивительно, однако аэропорт, где служит «исчезнувший» Фоменко представлен Симферопольским аэропортом «Центральный», а не каким-либо иным объектом крымской столицы. Помимо авиапредприятия на экране появляется живописная панорама микрорайона улицы Мате Залки, амфитеатром расположенного на склоне горы, в эффектном утреннем освещении. Помимо сугубо эстетической, картина рассвета над холмами Симферополя играет и «служебную» роль. Дело в том, что, в отличие от США, в советском кино не практиковалось указывать точное место и время действий субтитрами. Поэтому для того, чтобы сказать «Прошли еще одни сутки с того момента, как пропал без вести инженер Фоменко», авторам ленты приходилось повторять пейзажную «картинку» с восходящим светилом.
«Не сошлись характерами»
Последний в советский период всплеск киносъемочной активности на улицах Симферополя пришелся на конец 80-х.
24 февраля 1989 года было по-весеннему теплым и ясным. Солнце село. Город озарился мягким сумеречным освещением, которое кинематографисты называют «режимом»: они любят
снимать в это время лирические сцены. Одна из таких сцен разыгрывалась с 17:04 по 17:39 около дома №37 по улице Набережной. Это четырехэтажное здание с ротондой построили в 30-е годы для руководящего состава НКВД Крыма.
Тогда снималась одна из сцен бытовой кинодрамы «Не сошлись характерами». Харизматичная блондинка в ярко-красном пальто и черной шляпке, с зонтиком в одной руке и журналом в другой, вышла из подъезда 37-го дома, рассеянно посмотрела по сторонам, сунула в наплечную черную сумку зонт и зашагала по направлению к проспекту Кирова. Героиню играла Ирина Мирошниченко. Драматическая артистка МХАТа, она с 1965 года регулярно снимается в кино и хорошо известна, а в последние годы реализовала себя и как одаренная певица.
«Рядом с оборотнем»
В том же 1989 году на улицах Симферополя шла работа еще над несколькими фильмами. Мосфильмовский режиссер Рудольф Фрунтов снимал картину под рабочим название «Рядом с оборотнем». Фабула странным образом предвосхищала появившийся почти 10 лет спустя «культовый» американский боевик «L.A. Confidential»: «честный коп», расследуя убийство, устанавливает, что начальник отделения оказывается главарем шайки гангстеров. Основное отличие вызывалось к жизни сугубо идеологическими соображениями. В «Тайнах Лос-Анджелеса» «хороший полицейский» — в соответствии с нравами «дикого Запада» — «мочит» «плохого», а у нас разоблаченный предатель, как и положено советскому человеку, сам кончает с собой на почве угрызений совести. В остальном награжденный «Оскаром» «L.A. ...» производит впечатление добросовестного плагиата, вплоть до совпадения сюжетной линии, повествующей о романе «честного полисмена» с раскаивающейся «девушкой легкого поведения».
Уличные сцены фрунтовской ленты снимались в различных общественных местах крымской столицы, а интерьеры органов правопорядка — в нескольких симферопольских райотделах. В качестве одного из консультантов пригласили Бориса Бабюка, в те годы возглавлявшего УВД Симферополя.
Ключевая сцена — разговор «хорошего копа» с «плохим» — снималась у входа в парк имени Шевченко на улице Севастопольской.
Арка, под которой беседовали киногерои, да и сам парк в советское время были достаточно безопасным, чистым и благоустроенным местом. Чтобы придать ему мрачный «гангстерский» колорит, авторы обратились за помощью к симферопольским «неформалам». Те в считанные минуты покрыли белокаменную колоннаду граффити. Единственное условие «мосфильмовцев» — никаких «ненормативных» выражений и иллюстрирующих их рисунков! Местные «генералы песчаных карьеров» выполнили требование, в чем и можно убедиться при просмотре фильма.
К 1989 году «перестройка» разгулялась в полную силу. Экраны Страны Советов оказались буквально забитыми разного рода «чернухой». Грамотный кинематографист, Р.Фрунтов понял, что зритель устал от «негатива», и по мере работы над картиной изменил ее колорит, сделав его менее мрачным. Соответственно, изменилось и название. «Рядом с оборотнем» вышел на экраны как «Дураки умирают по пятницам».
Авария - дочь мента
Областной центр, как мы уже знаем, играл самого себя, «город С.», наконец, неназванный «город вообще». В фильме «Авария - дочь мента» Симферополь впервые изображает... Москву!
Напомним, что картина повествует о житье-бытье одного из офицеров московской милиции и его непутевой дочери по прозвищу «Авария». Интерьер отделения, где служит отец, снимался в том же, пожалуй, вошедшем в историю благодаря кино, здании Симферопольской городской милиции.
Одна из сцен «...Дочери мента» происходит в «спальном» районе Москвы. Она снята в Симферополе, на пересечении проспекта Победы и Объездной дороги.
В начале 1981 года в столице Крыма, на Феодосийском шоссе (позже переименованном в проспект Победы), ввели в эксплуатацию 16-этажный жилой дом №218. Поскольку проект здания разрабатывался одним из институтов «Первопрестольной», симферопольцы прозвали 16-этажку «Московским домом».
Именно перед зданием 218 проходили съемки одной из сцен «Аварии...». Вряд ли сами москвичи, смотря картину, догадываются, что видят на экранах Симферополь, а не свой мегаполис.
Кроме «Аварии, дочери мента», в конце 80-х на улицах столицы полуострова снимались еще несколько фильмов. Наиболее загадочна судьба одного их них...
«Сапожник!»
Зрители старшего поколения помнят времена, когда существовали такие учреждения, как кинотеатры. Если в зале внезапно исчезал звук или смещалась рамка на экране, возмущенная аудитория кричала киномеханику: «Сапожник!» Именно так именовалась лента, над которой работал «Ленфильм». Впервые за историю Симферополя на его улицах пытались воспроизвести трюковую сцену. Ее съемка проходила вечером 19 ноября 1990 г., с 16:56 по 17:51 на пересечении улиц Толстого и Розы Люксембург. Согласно замыслу авторов, по ул.Толстого со стороны ул.Карла Либкнехта к ул.Декабристов двигался джип УАЗ-469. На перекрестке он объезжал стоящий перед красным сигналом светофора микроавтобус РАФ-2203 и следовал дальше (на красный свет!). Тем временем по ул.Р.Люксембург справа приближался ВАЗ-2101, а слева — ГАЗ-21 «Волга» (которой, заметим, на самом деле быть не могло: всем известно, что «Розочка» имеет одностороннее движение!). Увидев нарушителя, и «волжанка», и «копеечка» резко тормозили, между ними оставалось расстояние метра в три, где и проскакивал ульяновский джип. Благополучно миновав пересечение, он мчался дальше на Толстого, объехав еще одну «волгу», припаркованную сразу за перекрестком справа. При этом и перед «рафиком», и сзади стоящей «волжанки» справа налево должны были переходить актеры (или каскадеры?), изображавшие пешеходов. Их задача заключалась в том, чтобы «натурально» отскакивать назад, дабы не угодить под «уазик».
Члены съемочной группы признались, что ставят сценку «нарушения ПДД» повторно. При первой попытке, из-за нерасторопности водителей, УАЗ столкнулся с «копейкой», чего сценарий не предусматривал. Бюджет также. Ремонт поврежденных авто подорвал и без того хилый бюджет картины...
Разумеется, городская милиция была своевременно оповещена о замыслах кинематографистов и направила к месту событий двух сержантов дорожно-патрульной службы. Они приостановили движение постороннего транспорта по «Розочке». А также по ул.Толстого со стороны ул.К.Либкнехта. Действо началось...
«Уазик» помчался. «Волга» и «жигуленок» со скрежетом затормозили. Каскадеры (похоже, непрофессиональные) шарахнулись...
— Неубедительно отскакиваете! — вынесла вердикт распоряжавшаяся на съемках женщина — второй режиссер.
Эпизод повторился... раз... другой... третий...
Между тем, на «Розочке» скопилась целая колонна автобусов и троллейбусов. Возвращавшиеся с работы симферопольцы заставили водителей открыть двери, вышли из салонов и продолжили путь домой пешком. Он пролегал аккурат через съемочную площадку. Милиционер, занятый препирательствами с водительским составом, возмущенным нарушением графика движения, физически не мог остановить пешеходов. Что же касается работников «Ленфильма», истерически кричавших: «Граждане, стойте!», — так их просто посылали «на три веселых буквы»...
В результате при очередном прогоне УАЗа-469 число «отскакивающих» резко увеличилось, а их действия стали весьма «убедительными». Правда, некоторые вместо того, чтобы шарахаться назад, напротив, увеличивали скорость и проскакивали перед носом джипа. Потому что не только не читали сценария, но вообще не знали о происходящей съемке...
Остается лишь удивляться, что ничего, выходящего за рамки сюжета, на этот раз не произошло.
Что же касается фильма «Сапожник», то информацией о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. По телевидению он не демонстрировался, в прокат не поступал. Если бы просто поменялось название, как случилось с «Дураками...», это стало бы известным. Скорее всего, проект был свернут по финансовым соображениям. О том, что такое бывало, свидетельствует судьба другой ленты, снимавшейся на улицах Симферополя уже в «постперестроечную» эпоху.
Два товарища
Как-то раз кинематографисту Владимиру Юрьевичу Пендраковскому подвернулась под руку ранняя повесть Владимира Войновича «Два товарища» (1966). Это лирическое произведение о том, как два друга оканчивают школу и у них остается несколько месяцев до службы в армии. За это время они проходят испытания «женщиной, подлостью, выбором жизненного пути».
В 1995 году работа над фильмом началась... и вскоре приостановилась из-за отсутствия средств. Пять лет спустя Госкино РФ нашел нужную сумму. «Мосфильмовско-ялтинский» проект возобновили, однако «за время пути собачка могла подрасти». И подросла. Исполнители, игравшие школьников, из 17-летних юношей превратились в зрелых молодых людей. Пендраковскому пришлось находить новых актеров и переснимать ленту с самого начала. Поэтому ее правильнее было бы назвать «Два товарища-2» (по аналогии с культовым фильмом «Два капитана-2»).
«Дом-на-Набережной» вновь привлек к себе снимающую братию. К удивлению симферопольцев, около него, на проспекте Кирова, за считанные часы выросла капитальная, каменная, выдержанная в строгом стиле 60-х годов, троллейбусная остановка. Дабы в интервалах между съемками кто-либо не использовал сооружение «не по назначению», его огородили натянутой веревочкой, на которой болталась табличка с текстом, извещающим о съемке.
10 октября 1999 года здесь сняли две сцены. В одной из них герои садятся в троллейбус (между прочим, Симферополь — один из немногих городов Украины, где сохранились в эксплуатации машины 9Тр, распространенные в 60-е годы), в другой — «два товарища» запрыгивают на ходу в кузов автомобиля ГАЗ-63.
Другой эпизод снимался в «Горсаду» — так жители столицы Крыма неофициально именуют городской парк культуры и отдыха. Здесь устроили цветочную клумбу, также в стиле 60-х, и поставили несколько рекламных щитов тех лет, в том числе и знаменитый «Летайте самолетами Аэрофлота!».
Но самые парадоксальные события развернулись не в центре города, а в микрорайоне «ГРЭС», во дворе дома по улице Энергетиков, 4/16.
Тяга «шестидесятника» В.Пендраковского к «реализму без берегов» на практике — помимо воли художника — обернулась самым настоящим «постмодернизмом».
Требовалось отснять сцену около отделения милиции, действие которой происходит в 1966 году. Кинематографисты установили, что из всех подразделений внутренних дел города помещение постройки 60-х годов занимает только отделение в микрорайоне «ГРЭС». К нему и подъехала вечером 15 ноября 1999 года колонна студийных автобусов и автофургонов.
Эпизод прост. Около дверей отделения милиции на служебном мотоцикле с коляской, свесив ножки, сидит только что выпущенная из «обезьянника» девица, задержанная за «легкое поведение». На лавочку напротив садится уже немолодая женщина и, сильно фальшивя, принимается петь: «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты...» (У Войновича, вообще-то, пела не она, а сама «девушка Таня», причем не возле отделения — попробовала бы в те годы!.. — а в следующем эпизоде в Горсаду... ну, да ладно...). Молодая особа кричит: «Замолчи! Воешь, как собака!» Вспыхивает перепалка. Между тем из дверей выходит освобожденный главный герой. «Певунья» спрашивает его, не видел ли он некоего «Петрушу в зеленой рубашке», и получает отрицательный ответ. «Ночная бабочка» хватает главного персонажа под руку, они идут куда-то на камеру (киносъемочную, понятно, а не предварительного заключения), а мать незадачливого Петруши заглядывает в дверь участка и кричит: «Гражданин начальник! Разберитесь! Коваленки первые ведро украли!..» Вот, собственно, и все. Даже непонятно, почему для съемки избрали один из самых отдаленных микрорайонов столицы Крыма.
Скорее всего, поиски «правды жизни» сыграли с кинематографистами злую шутку. Дело в том, что отделение «ГРЭС» существует всего несколько лет. Прежде микрорайон «своего» подразделения не имел, а обслуживался Железнодорожным РОВД, что на улице Павленко, 1. Появление нового отделения было обусловлено исключительно сложной криминогенной обстановкой в микрорайоне.
Если же вернуться ко времени действия «Двух товарищей», 1966 году, тогда жители «ГРЭСа» и всего Симферополя могли видеть живых (да и убитых тоже!) гангстеров лишь в американских боевиках, а в будущем отделении милиции микрорайона располагался... цветочный магазин.
Шофер на один рейс
У фонтана Савопуло на набережной Салгира снималась одна из сцен художественного фильма "Шофер на один рейс" (1981). Главные герои (Шукшина с Ефремовым), гуляя по Симферополю, направились к фонтану и пили там воду из родника. Надпись на фонтане во время съемок фильма замазали.
Огромное количество фильмов снималось, снимается и будет сниматься в Крыму. И не последнюю роль в них часто играет наш город... Симферополь стал «южным полигоном», местом, где снималась городская натура для большинства фильмов. Этому способствовало не только местонахождение столицы Крыма, но и особенности ее облика: уникальная полифония городских стилей — от средневекового восточного городка («Шанхай» между Центральным универмагом и телевышкой) до «спального района» мегаполиса (многоэтажки «московских проектов» на пересечении проспекта Победы с Объездной дорогой). Именно поэтому Симферополь изображает на киноэкране — за редким исключением — не самого себя, а либо «город вообще», либо другие географические объекты, вплоть до Москвы.
Они были актерами
Один из немногих фильмов, действие которого происходит в Симферополе не «по умолчанию», а «по оглашению», — картина режиссера Георгия Натансона «Они были актерами» («Мосфильм», 1981).
Снимавшийся осенью 1980-го на улицах столицы Крыма фильм делался не симферопольцами, с чем связаны многие забавные недоразумения. Другие вызваны слабой материально-технической базой отечественного кино и недостаточным вниманием к исторической достоверности.
Время действия ленты — период оккупации города (1941-44 гг.), что потребовало воспроизведения реалий 40-х годов. В отличие от Голливуда, «Мосфильм» не имел собственного парка ретро-автомобилей, поэтому за помощью обратились к местным автолюбителям, наняв их самих в качестве статистов.
Сцена совещания в штабе нацистов снималась вечером на улице Шмидта. Жители могли наблюдать припаркованные у одного из домов архаичные автомобили, на капотах которых краснели флажки со свастиками. За баранками гордо сидели молодые (и не очень молодые) люди в нацистской униформе с популярными тогда наручными часами «Электроника» и длинными, по моде 80-х, «кудрями черными до плеч». В последний момент второй режиссер картины велел автомобилистам снять электронные часы. На то, чтобы отправить подопечных в парикмахерскую, времени не оставалось. Впрочем, вряд ли бы участники согласились принести свои шевелюры в жертву высокому искусству.
Хорошо, хоть пеших «фрицев» в массовке изображали курсанты Симферопольского высшего военно-политического училища с короткими армейскими стрижками...
Символом «фашистского варварства» в фильме должно было стать посягательство на монумент А.С.Пушкину. Если верить кадрам, оккупанты набросили на шею статуи поэта, находящейся на пересечении улиц Пушкинской и Горького, петлю и пытались низвергнуть ее с постамента. Действия, что и говорить, безобразные... если не знать того, что памятник появился только через 22 года после окончания войны — в ноябре 1967-го.
Самое удивительное, что вскоре после выхода фильма на экраны скульптуру и впрямь демонтировали, но не интервенты, а симферопольские власти. Ее переместили с Пушкинской в Совнаркомовский переулок, в сквер около женской консультации (сейчас там стоит памятник Святителю Луке — В.Ф.Войно-Ясинецкому). Лишь недавно великий поэт вернулся на привычное место.
В заключительном эпизоде картины «Они были актерами» нацисты ведут подпольщиков к месту казни по живописной холмистой местности в районе улиц Мате Залки и 51-й Армии. На самом деле, кстати, патриотов ликвидировали в совхозе «Красный» возле Евпаторийского шоссе, на противоположной окраине города. Но не это главное. Фоном «крестного пути» героев служат деревья и кустарники в ярком осеннем убранстве. Особенно хороши темно-красные листья скумпии (в массовом порядке высаженной в 50-е годы в рамках «великого сталинского плана преобразования природы»). Закадровый голос сообщает, что всего через два дня советские войска освободят Симферополь. Хорошо известно, что случилось это 13 апреля 1944 года. Говорят, будто военные действия плохо влияют на погоду. В ходу даже термин «ядерная зима». Однако вряд ли в 40-е годы оружие имело столь разрушительную силу, чтобы вызвать осень в середине весны...
В городе С
В другом кинофильме Симферополь не назван полностью, но его имя скрывается за инициалом. «В городе С.» Так озаглавлена лента режиссера Иосифа Хейфица («Ленфильм», 1967), экранизация рассказа А.П.Чехова «Ионыч». В кадре легко узнаются симферопольские улицы, переулки и особняки. К примеру, фаэтон Старцева в одной из сцен подъезжает к «дому Туркиных». Это достаточно известное здание, расположенное на улице Студенческой (бывшая Лазаретная), 2. В 1920 году здесь находился штаб командующего Южным фронтом красных Михаила Васильевича Фрунзе, вместе с которым работали Семен Михайлович Буденный и Климент Ефремович Ворошилов, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде (понятное дело, замаскированная на время съемок).
Сумка инкасатора
Чаще, впрочем, у Симферополя отнимали даже первую букву имени, заставляя его играть роль «города вообще». Типичный пример — «Сумка инкассатора» («Ленфильм», 1978). Картина рассказывает о страшном преступлении: по дороге в аэропорт убита инкассаторская бригада, а сумка с астрономической по тем временам суммой в 250.000 рублей бесследно пропадает.
Злодеяние раскрывают два следователя, как и положено по советской традиции, «хороший» и «плохой». Первого играет русский Георгий Бурков, второго — литовец Донатас Банионис. Им помогает очаровательная молодая юристка-стажер. Орган, производящий расследование, в фильме назван «прокуратурой». Однако находится он почему-то на хорошо известном каждому симферопольцу бульваре Франко. Герои, правда, пользуются не знаменитым подъездом здания №13, где размещается главное управление СБ Украины (тогда — КГБ СССР) в Крыму, а соседним, в котором находился отдел охраны (сейчас этого корпуса нет, на его месте — экспертно-криминалистическая служба), но, судя по всему, лишь для того, чтобы в кадр не попали реальные сотрудники «конторы», штатные и внештатные.
Разумеется, кинематографический преступник к концу экранного времени разоблачен и арестован. Между тем, в основу сюжета легло подлинное злодейство. Оно было совершено не по дороге в аэропорт, а в другом месте (окрестности села Вилино между Симферополем и Бахчисараем) и до сих пор не раскрыто. Может быть, потому, что следствие по делу вел не КГБ, а настоящая прокуратура области (располагавшаяся тогда на углу улиц Жуковского и Карла Либкнехта).
Нежность к ревущему зверю
Бульвар Франко (правда, в той части, где он не является бульваром) запечатлен еще в одной ленте. Фильм «Нежность к ревущему зверю» (1981) повествует о жизни летчиков-испытателей, которых интервьюирует бойкий журналист. Возлюбленная одного из героев — медик. Как-то раз пилот подвозит ее на работу на своей автомашине. Больницу изображает Симферопольское городское управление внутренних дел (бульвар Франко, 44).
Кинематографистам на время съемки пришлось не только удалить милицейские автомашины с площадки перед УВД, но и нагнать вместо них кареты скорой помощи. А поскольку обыватели не были осведомлены о съемках, это породило слухи о случившемся якобы в управлении ЧП не то бунте в изоляторе, не то нападении гангстеров на штаб-квартиру симферопольской милиции.
Сравнительно редко учреждения и предприятия столицы Крыма использовались в кино по своему прямому назначению.
«Куда исчез Фоменко?»
Картина с этим названием, созданная в том же 1981 году, не детектив, как можно предположить, а бытовая драма. Герой, авиационный инженер, не выдержав конфликтов в семье и на работе, уходит в горы пасти лошадей, не предупредив ни родственников, ни коллег. Сколь это ни удивительно, однако аэропорт, где служит «исчезнувший» Фоменко представлен Симферопольским аэропортом «Центральный», а не каким-либо иным объектом крымской столицы. Помимо авиапредприятия на экране появляется живописная панорама микрорайона улицы Мате Залки, амфитеатром расположенного на склоне горы, в эффектном утреннем освещении. Помимо сугубо эстетической, картина рассвета над холмами Симферополя играет и «служебную» роль. Дело в том, что, в отличие от США, в советском кино не практиковалось указывать точное место и время действий субтитрами. Поэтому для того, чтобы сказать «Прошли еще одни сутки с того момента, как пропал без вести инженер Фоменко», авторам ленты приходилось повторять пейзажную «картинку» с восходящим светилом.
«Не сошлись характерами»
Последний в советский период всплеск киносъемочной активности на улицах Симферополя пришелся на конец 80-х.
24 февраля 1989 года было по-весеннему теплым и ясным. Солнце село. Город озарился мягким сумеречным освещением, которое кинематографисты называют «режимом»: они любят
снимать в это время лирические сцены. Одна из таких сцен разыгрывалась с 17:04 по 17:39 около дома №37 по улице Набережной. Это четырехэтажное здание с ротондой построили в 30-е годы для руководящего состава НКВД Крыма.
Тогда снималась одна из сцен бытовой кинодрамы «Не сошлись характерами». Харизматичная блондинка в ярко-красном пальто и черной шляпке, с зонтиком в одной руке и журналом в другой, вышла из подъезда 37-го дома, рассеянно посмотрела по сторонам, сунула в наплечную черную сумку зонт и зашагала по направлению к проспекту Кирова. Героиню играла Ирина Мирошниченко. Драматическая артистка МХАТа, она с 1965 года регулярно снимается в кино и хорошо известна, а в последние годы реализовала себя и как одаренная певица.
«Рядом с оборотнем»
В том же 1989 году на улицах Симферополя шла работа еще над несколькими фильмами. Мосфильмовский режиссер Рудольф Фрунтов снимал картину под рабочим название «Рядом с оборотнем». Фабула странным образом предвосхищала появившийся почти 10 лет спустя «культовый» американский боевик «L.A. Confidential»: «честный коп», расследуя убийство, устанавливает, что начальник отделения оказывается главарем шайки гангстеров. Основное отличие вызывалось к жизни сугубо идеологическими соображениями. В «Тайнах Лос-Анджелеса» «хороший полицейский» — в соответствии с нравами «дикого Запада» — «мочит» «плохого», а у нас разоблаченный предатель, как и положено советскому человеку, сам кончает с собой на почве угрызений совести. В остальном награжденный «Оскаром» «L.A. ...» производит впечатление добросовестного плагиата, вплоть до совпадения сюжетной линии, повествующей о романе «честного полисмена» с раскаивающейся «девушкой легкого поведения».
Уличные сцены фрунтовской ленты снимались в различных общественных местах крымской столицы, а интерьеры органов правопорядка — в нескольких симферопольских райотделах. В качестве одного из консультантов пригласили Бориса Бабюка, в те годы возглавлявшего УВД Симферополя.
Ключевая сцена — разговор «хорошего копа» с «плохим» — снималась у входа в парк имени Шевченко на улице Севастопольской.
Арка, под которой беседовали киногерои, да и сам парк в советское время были достаточно безопасным, чистым и благоустроенным местом. Чтобы придать ему мрачный «гангстерский» колорит, авторы обратились за помощью к симферопольским «неформалам». Те в считанные минуты покрыли белокаменную колоннаду граффити. Единственное условие «мосфильмовцев» — никаких «ненормативных» выражений и иллюстрирующих их рисунков! Местные «генералы песчаных карьеров» выполнили требование, в чем и можно убедиться при просмотре фильма.
К 1989 году «перестройка» разгулялась в полную силу. Экраны Страны Советов оказались буквально забитыми разного рода «чернухой». Грамотный кинематографист, Р.Фрунтов понял, что зритель устал от «негатива», и по мере работы над картиной изменил ее колорит, сделав его менее мрачным. Соответственно, изменилось и название. «Рядом с оборотнем» вышел на экраны как «Дураки умирают по пятницам».
Авария - дочь мента
Областной центр, как мы уже знаем, играл самого себя, «город С.», наконец, неназванный «город вообще». В фильме «Авария - дочь мента» Симферополь впервые изображает... Москву!
Напомним, что картина повествует о житье-бытье одного из офицеров московской милиции и его непутевой дочери по прозвищу «Авария». Интерьер отделения, где служит отец, снимался в том же, пожалуй, вошедшем в историю благодаря кино, здании Симферопольской городской милиции.
Одна из сцен «...Дочери мента» происходит в «спальном» районе Москвы. Она снята в Симферополе, на пересечении проспекта Победы и Объездной дороги.
В начале 1981 года в столице Крыма, на Феодосийском шоссе (позже переименованном в проспект Победы), ввели в эксплуатацию 16-этажный жилой дом №218. Поскольку проект здания разрабатывался одним из институтов «Первопрестольной», симферопольцы прозвали 16-этажку «Московским домом».
Именно перед зданием 218 проходили съемки одной из сцен «Аварии...». Вряд ли сами москвичи, смотря картину, догадываются, что видят на экранах Симферополь, а не свой мегаполис.
Кроме «Аварии, дочери мента», в конце 80-х на улицах столицы полуострова снимались еще несколько фильмов. Наиболее загадочна судьба одного их них...
«Сапожник!»
Зрители старшего поколения помнят времена, когда существовали такие учреждения, как кинотеатры. Если в зале внезапно исчезал звук или смещалась рамка на экране, возмущенная аудитория кричала киномеханику: «Сапожник!» Именно так именовалась лента, над которой работал «Ленфильм». Впервые за историю Симферополя на его улицах пытались воспроизвести трюковую сцену. Ее съемка проходила вечером 19 ноября 1990 г., с 16:56 по 17:51 на пересечении улиц Толстого и Розы Люксембург. Согласно замыслу авторов, по ул.Толстого со стороны ул.Карла Либкнехта к ул.Декабристов двигался джип УАЗ-469. На перекрестке он объезжал стоящий перед красным сигналом светофора микроавтобус РАФ-2203 и следовал дальше (на красный свет!). Тем временем по ул.Р.Люксембург справа приближался ВАЗ-2101, а слева — ГАЗ-21 «Волга» (которой, заметим, на самом деле быть не могло: всем известно, что «Розочка» имеет одностороннее движение!). Увидев нарушителя, и «волжанка», и «копеечка» резко тормозили, между ними оставалось расстояние метра в три, где и проскакивал ульяновский джип. Благополучно миновав пересечение, он мчался дальше на Толстого, объехав еще одну «волгу», припаркованную сразу за перекрестком справа. При этом и перед «рафиком», и сзади стоящей «волжанки» справа налево должны были переходить актеры (или каскадеры?), изображавшие пешеходов. Их задача заключалась в том, чтобы «натурально» отскакивать назад, дабы не угодить под «уазик».
Члены съемочной группы признались, что ставят сценку «нарушения ПДД» повторно. При первой попытке, из-за нерасторопности водителей, УАЗ столкнулся с «копейкой», чего сценарий не предусматривал. Бюджет также. Ремонт поврежденных авто подорвал и без того хилый бюджет картины...
Разумеется, городская милиция была своевременно оповещена о замыслах кинематографистов и направила к месту событий двух сержантов дорожно-патрульной службы. Они приостановили движение постороннего транспорта по «Розочке». А также по ул.Толстого со стороны ул.К.Либкнехта. Действо началось...
«Уазик» помчался. «Волга» и «жигуленок» со скрежетом затормозили. Каскадеры (похоже, непрофессиональные) шарахнулись...
— Неубедительно отскакиваете! — вынесла вердикт распоряжавшаяся на съемках женщина — второй режиссер.
Эпизод повторился... раз... другой... третий...
Между тем, на «Розочке» скопилась целая колонна автобусов и троллейбусов. Возвращавшиеся с работы симферопольцы заставили водителей открыть двери, вышли из салонов и продолжили путь домой пешком. Он пролегал аккурат через съемочную площадку. Милиционер, занятый препирательствами с водительским составом, возмущенным нарушением графика движения, физически не мог остановить пешеходов. Что же касается работников «Ленфильма», истерически кричавших: «Граждане, стойте!», — так их просто посылали «на три веселых буквы»...
В результате при очередном прогоне УАЗа-469 число «отскакивающих» резко увеличилось, а их действия стали весьма «убедительными». Правда, некоторые вместо того, чтобы шарахаться назад, напротив, увеличивали скорость и проскакивали перед носом джипа. Потому что не только не читали сценария, но вообще не знали о происходящей съемке...
Остается лишь удивляться, что ничего, выходящего за рамки сюжета, на этот раз не произошло.
Что же касается фильма «Сапожник», то информацией о его дальнейшей судьбе мы не располагаем. По телевидению он не демонстрировался, в прокат не поступал. Если бы просто поменялось название, как случилось с «Дураками...», это стало бы известным. Скорее всего, проект был свернут по финансовым соображениям. О том, что такое бывало, свидетельствует судьба другой ленты, снимавшейся на улицах Симферополя уже в «постперестроечную» эпоху.
Два товарища
Как-то раз кинематографисту Владимиру Юрьевичу Пендраковскому подвернулась под руку ранняя повесть Владимира Войновича «Два товарища» (1966). Это лирическое произведение о том, как два друга оканчивают школу и у них остается несколько месяцев до службы в армии. За это время они проходят испытания «женщиной, подлостью, выбором жизненного пути».
В 1995 году работа над фильмом началась... и вскоре приостановилась из-за отсутствия средств. Пять лет спустя Госкино РФ нашел нужную сумму. «Мосфильмовско-ялтинский» проект возобновили, однако «за время пути собачка могла подрасти». И подросла. Исполнители, игравшие школьников, из 17-летних юношей превратились в зрелых молодых людей. Пендраковскому пришлось находить новых актеров и переснимать ленту с самого начала. Поэтому ее правильнее было бы назвать «Два товарища-2» (по аналогии с культовым фильмом «Два капитана-2»).
«Дом-на-Набережной» вновь привлек к себе снимающую братию. К удивлению симферопольцев, около него, на проспекте Кирова, за считанные часы выросла капитальная, каменная, выдержанная в строгом стиле 60-х годов, троллейбусная остановка. Дабы в интервалах между съемками кто-либо не использовал сооружение «не по назначению», его огородили натянутой веревочкой, на которой болталась табличка с текстом, извещающим о съемке.
10 октября 1999 года здесь сняли две сцены. В одной из них герои садятся в троллейбус (между прочим, Симферополь — один из немногих городов Украины, где сохранились в эксплуатации машины 9Тр, распространенные в 60-е годы), в другой — «два товарища» запрыгивают на ходу в кузов автомобиля ГАЗ-63.
Другой эпизод снимался в «Горсаду» — так жители столицы Крыма неофициально именуют городской парк культуры и отдыха. Здесь устроили цветочную клумбу, также в стиле 60-х, и поставили несколько рекламных щитов тех лет, в том числе и знаменитый «Летайте самолетами Аэрофлота!».
Но самые парадоксальные события развернулись не в центре города, а в микрорайоне «ГРЭС», во дворе дома по улице Энергетиков, 4/16.
Тяга «шестидесятника» В.Пендраковского к «реализму без берегов» на практике — помимо воли художника — обернулась самым настоящим «постмодернизмом».
Требовалось отснять сцену около отделения милиции, действие которой происходит в 1966 году. Кинематографисты установили, что из всех подразделений внутренних дел города помещение постройки 60-х годов занимает только отделение в микрорайоне «ГРЭС». К нему и подъехала вечером 15 ноября 1999 года колонна студийных автобусов и автофургонов.
Эпизод прост. Около дверей отделения милиции на служебном мотоцикле с коляской, свесив ножки, сидит только что выпущенная из «обезьянника» девица, задержанная за «легкое поведение». На лавочку напротив садится уже немолодая женщина и, сильно фальшивя, принимается петь: «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты...» (У Войновича, вообще-то, пела не она, а сама «девушка Таня», причем не возле отделения — попробовала бы в те годы!.. — а в следующем эпизоде в Горсаду... ну, да ладно...). Молодая особа кричит: «Замолчи! Воешь, как собака!» Вспыхивает перепалка. Между тем из дверей выходит освобожденный главный герой. «Певунья» спрашивает его, не видел ли он некоего «Петрушу в зеленой рубашке», и получает отрицательный ответ. «Ночная бабочка» хватает главного персонажа под руку, они идут куда-то на камеру (киносъемочную, понятно, а не предварительного заключения), а мать незадачливого Петруши заглядывает в дверь участка и кричит: «Гражданин начальник! Разберитесь! Коваленки первые ведро украли!..» Вот, собственно, и все. Даже непонятно, почему для съемки избрали один из самых отдаленных микрорайонов столицы Крыма.
Скорее всего, поиски «правды жизни» сыграли с кинематографистами злую шутку. Дело в том, что отделение «ГРЭС» существует всего несколько лет. Прежде микрорайон «своего» подразделения не имел, а обслуживался Железнодорожным РОВД, что на улице Павленко, 1. Появление нового отделения было обусловлено исключительно сложной криминогенной обстановкой в микрорайоне.
Если же вернуться ко времени действия «Двух товарищей», 1966 году, тогда жители «ГРЭСа» и всего Симферополя могли видеть живых (да и убитых тоже!) гангстеров лишь в американских боевиках, а в будущем отделении милиции микрорайона располагался... цветочный магазин.
Шофер на один рейс
У фонтана Савопуло на набережной Салгира снималась одна из сцен художественного фильма "Шофер на один рейс" (1981). Главные герои (Шукшина с Ефремовым), гуляя по Симферополю, направились к фонтану и пили там воду из родника. Надпись на фонтане во время съемок фильма замазали.
Ярлыки: Фильмы
Отправить комментарий