14.01.2008

О том, что Дмитрий Иванович Менделеев жил и работал в Симферополе, знают, пожалуй, все горожане.
Попал он сюда "по здоровью". С самого детства Менделеев не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы, во влажном петербургском климате, и вовсе расхворался. У него пошла горлом кровь, и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Однажды, когда он лежал в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: "Ну этот-то уже не поднимется..."

Менделеев понял, что со здоровьем шутить не стоит, и, выйдя из госпиталя, приложил все усилия, чтобы попасть на прием к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову, на всякий случай.

И Менделеев выехал в Симферополь.

В Крыму в это время шла война. Пирогов, засучив рукава, оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, заглядывал в операционную, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему, но в то же время прекрасно понимая, что все дело в его собственной нерешительности.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но, ввиду непрекращающихся военных действий, гимназия практически не работала. Его зарплата преподавателя составляла 35 рублей в месяц, а за комнату нужно было отдать 30. Дмитрий поселился в амбаре при гимназическом архиве.

Вот как описывает Симферополь тех лет Менделеев: «В городе на улицах, на огромнейшем базаре, в каждой лавке, в каждом дому толкотня страшная. Везде лазареты, И у нас верхний этаж гимназии занят ими же... Пыль страшная, так что и выходить не хочется, тем более, что часто приходится слышать запах лазаретов и дыму... Приходится сидеть под окном, глядеть на цветущие еще под окном розы да на опавшее персиковое дерево, по которым ковыляют по двору больные солдаты».

По прошествии какого-то времени Менделеев почувствовал себя значительно увереннее и, подумав, что терять ему все равно уже нечего, решился-таки подойти к Пирогову. Каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: "Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его, да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете".

Предсказание великого хирурга сбылось в точности: Менделеев пережил и Пирогова, и Здекауэра.

Вот так, приехав в Симферополь чахоточным студентом, Менделеев вернулся отсюда чувствуя себя долгожителем. В Симферопольской гимназии он начал свою преподавательскую деятельность. Однако Дмитрий Иванович считал наш город захолустьем (весьма небезосновательно) и при первой же возможности перевелся отсюда в Одессу.
А память о нем свято чтится: на фасаде гимназии есть мемориальная табличка, повествующая о том, что в заведении работал Менделеев, а одна из старейших улиц города с 1905 года носит его имя.

Ярлыки:

 
Запостил: 19:46 | Permalink |


1 Comments:


At 9 января 2010 г. в 20:01, Anonymous Анонимный

:)Думаю, что мало кто из жителей города знает об этих исторических фактах. Спасибо за познавательную статью:)

 

Отправить комментарий

~ back home