18.12.2008

Писатель, культуролог и общественный деятель Александр Петрович Ткаченко не один десяток лет прожил в Симферополе. Ткаченко не стало в 2007-м...
Обычно отмечающий выход каждой из более десятка своих книг стихов и прозы многолюдными презентациями, он особо не афишировал, что в 2006 году защитил в Российском институте культурологии диссертацию «Культура защиты прав человека в правовой культуре постсоветской России (на материале дела военного журналиста Григория Пасько)».
Возможно, если уж генеральному директору русского ПЕН-Центра расширять свою деятельность и на научную сферу, логичнее было бы, чтобы это была политология. Однако поэт (Андрей Вознесенский любил публично называть его «мустангом» и именно с ним в течение десятка лет устраивал в Крыму совместные поэтические вечера) и прозаик, которого за его правозащитную деятельность также можно назвать и политиком, все же пошел именно в культурологи.
Презентация последней книги Александа Ткаченко Уход из Ялты
, посвященной исчезающему народу, состоялась в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье». Некоторые из выступавших и самого слова такого раньше не знали – крымчаки. Но почти все старались обыграть тему поэзии и футбола. Ткаченко в прошлом был футболистом, выступавшим не только за симферопольскую «Таврию», но также за «Зенит» и «Локомотив».
Почти под занавес этого вечера в зале появился Андрей Вознесенский, написавший в 1986 году поэму «Ров». Тогда именно он забил точный поэтический «гол» – с энергичной подачи Ткаченко. Выход этой поэмы стал большим общественным событием. Был поставлен заслон гробокопателям, добывавшим золото и другие драгоценные вещи из захоронения 12 тысяч мирных жителей, расстрелянных во время войны фашистами неподалеку от Симферополя, появился памятник жертвам.

8 декабря 1941 года немецкое командование оккупированного Симферополя вывесило на улицах приказ, обязывающий всех крымчаков явиться в сборный пункт с продуктами питания на 4 дня. На площадь явилось 1.5 тыс. крымчаков. Все они были вывезены за город на 11 км. Феодосийского шоссе и расстреляны...

Во рве на 11-м километре оказались не только евреи и крымчаки, но именно для последних, учитывая тогдашнюю их малочисленность, это стало причиной практически полного уничтожения. Поднимать такую тему в тогдашних условиях лучше было из центра, вот Ткаченко, еще живший в Крыму, и послал туда безошибочную «передачу».
Но в случае со «Сном крымчака» он сам прошел все поле, «сделал игру» и забил самостоятельный красивый гол. Это не научное исследование, здесь повести, притчи, новеллы. Получилась художественная «энциклопедия» жизни и смерти, умирания и воскрешения древнего народа с трагической судьбой, украшенная старинными фотографиями. Так Ткаченко (по отцу, командиру партизанского отряда в Крыму, – украинец, по матери – крымчак) стал большим национальным героем маленького народа.
Как вспоминал сам Ткаченко, писать он начал тогда, когда ушел из большого футбола. Нужно было искать новый способ самовыражения и им стало литературное творчество. Первая книга стихов Ткаченко называлась "По первому свету". Эта же книга с рецензией Вознесенского и Евтушенко стала билетом в Союз писателей для вчерашнего футболиста.
"В начале сентября 77 года я шел по улице Горького мимо Союза писателей и тут вышел на крыльцо Анатолий Иванович Домбровский и говорит: «Саня, иди сюда, тебя приняли в Союз писателей, и показывает мне: «Шановний Александру Петровичу Щиро витаэмо Вас с принятием до спилки Союза письменникив». Так смешно было. Меня ведь долго не принимали в Союз, но повлияли рекомендации Евтушенко и Вознесенского. Кроме этого, в 1975 году я прошел под номером один на V1 совещании молодых писателей в Москве, но даже после этой рекомендации они меня не принимали в Союз никак. А потом бах, приняли."
Хотя поэтов даже из Союза Писателей, кажется, уважали куда менее футболистов. Как вспоминает сам Ткаченко: "Когда тот же Анатолий Иванович Домбровский в обкоме партии сказал одному секретарю обкома: «Вот помнишь такого Александра Ткаченко, он был футболистом, а сейчас поэтом стал, членом Союза писателей стал» А тот ответил с издевкой: «Тьфу… был футболистом, человеком был, а сейчас ПО-ЭТ!».
первые книги Ткаченко издавались в Симферополе, затем стали печатать и в Москве. Сам писатель работал тогда тренером по футболу на симферопольском мебельном комбинате, а также вел литературную студию. Потом уехал в Москву учиться на высших литературных курсах и остался в Москве аж на 30 лет. Периодически приезжал в Крым.
"Писателя нет без стилистики, без твоего языка, без твоих привычек, штучек, хохмочек, без интонации. Ты должен весь прочитываться. Ты должен быть в произведении узнаваемым. Это говорит о том, что ты себя полностью вложил на страницы. Если ты этого не сделал просто лживый мастер. Сегодня появилось очень много писателей, которые говорят о том, что сейчас литература стала профессиональной, а все остальное было любительством. Я беру книжки этих профессионалов и читать их тошно, потому что я знаю наперед, что будет. Раньше писатель вынашивал свою книжку, он ее не выдумывал, а он проживал ее."
"Я когда начал писать прозу восемь лет назад, с тех пор написал пять книг больших, я перестал писать стихи, потому что я тот же материал, который тратил на стихи, духовный словесный метафорический, я трачу его на прозу. Я не могу одновременно тратить и сюда, потому что я буду халтурить. Что я буду на остатках спермы писать стихи. Все туда. Есть время стихам и время прозы, нельзя делать одно и то же одновременно, потому что можно свихнуться. Повторяю, это будет сшибка двух мировосприятий в тебе самом, что ты вряд ли выживешь в этой ситуации. Это вот то, что я сам из опыта понял."

Ткаченко ушел на 63-м году, в расцвете сил и творческих планов.

Фрагменты репортажей с презентации последней книги Александра Ткаченко в Симферополе.



Ярлыки: , , ,

 
Запостил: 16:57 | Permalink |


0 Comments:


Отправить комментарий

~ back home