19.01.2009

На восточном берегу Салгира, выше водохранилища, недалеко от Лозового находятся руины оригинального здания, увенчанного зубчатой башенкой. Давно, когда фигурные зубцы ещё были целы, с трассы замок напоминал своими очертаниями Ласточкино гнездо.

Но знаменито здание не этим. И не тем, что в семидесятых годах ему незаслуженно присвоили чин «то самое, где снималась комедия «Весёлые ребята». А тем, что именно здесь, в окрестностях Симферополя, сделал первые шаги в науке знаменитый геолог Александр Ферсман. Именно здесь его детское увлечение переросло в научные экспедиции, открытия и рождение новой науки. «Одна симферопольская горушка определила всю мою дальнейшую жизнь», — писал о своей юности Александр Ферсман — открыватель богатейших месторождений полезных ископаемых по всему Советскому Союзу. И сегодня небольшой посёлок, примыкающий к усадьбе, называется Ферсманово.

Хозяином сказочной усадьбы некогда был генерал-лейтенант Кавказской армии, посланник России в Турции Эдуард Кесслер. Он поселился с семьёй в селении Эски-Орда в 60-х годах девятнадцатого века. И на обширных земельных владениях построил дачный домик. Управлял имением господин Кесслер с поистине немецкими аккуратностью и дотошностью. Продовольствия хватало не только семейству, но и на продажу. А ещё в этом доме была устроена первая научная лаборатория. Её отец построил для сына — Александра Кесслера, химика и метеоролога, основателя первой метеорологической станции в Крыму.

Фонтан, арка перед домом и сосновая аллея. А когда-то к дому вела вымощенная небольшими плоскими камушками дорога. И каждое утро слуги вымывали её и начищали щёточками. Здесь жила прогрессивная, талантливая и зажиточная семья. В метеостанции, в башне наверху, куда вела металлическая винтовая лестница, можно было долго наблюдать за ветром, звёздами и дождём, размышлять о законах мироздания и устройстве мира. Увы, сегодня дом почти полностью разрушен: в стенах трещины, обвалились балконы, из десятка фигурных башенок уцелела лишь одна. Крыша и внутренние перекрытия рухнули. Все комнаты засыпаны ракушкой, кирпичом и обломками досок. И нет больше каминов из цветного мрамора и винтовых лестниц. Но есть возле останков замка мусорная свалка.

Живописному зданию выпало совсем немного мирных лет. Но повезло ему уцелеть и в революцию, и в гражданскую, и в Великую Отечественную. Домик национализировали сразу после того, как Крым стал советским, в нём сначала проходили курсы по подготовке учителей для крымскотатарских школ. Позже здесь организовали интернат.

И господские стены приютили детей, осиротевших в годы Великой Отечественной войны. Время шло, интернат разрастался. И в 1957 году к нему начали пристраивать новые корпуса. Тогда на первом этаже дачного домика остались жить учителя, а на втором оборудовали детские спальни. В 70-х годах рядом с учительскими комнатушками на первом этаже организовали школьный краеведческий музей имени академика Ферсмана. Так было вплоть до 1985 года.

— Когда музей ещё существовал, здесь ежегодно проходили Ферсмановские чтения, — рассказывает учитель русского языка и литературы Лозовской спецшколы-интерната Нина Жигаленко. — Дети готовили доклады. Было очень интересно. К нам приезжали учёные-геологи, мы сотрудничали с Симферопольским госуниверситетом.

Ещё двадцать лет назад дом был достаточно крепок. И там хотели создать геологический музей. Детей перевели в корпуса-новостройки, с горем пополам нашли деньги на жильё трём учительским семьям, живущим в замке. Но перестройка разрушила благородные планы создания музея. А сырость и время, ветер и безразличие сделали своё дело. Часть экспонатов была утрачена, часть досталась Крымскому республиканскому краеведческому музею. Чиновников не особо волновала судьба дачи Кесслера. Не спешили они с решением проблемы. Ведь для того, чтобы реконструировать здание, нужны инвесторы, желающие вложить в старинную дачу деньги. Таких не оказалось. И замок пал. Духом и стенами. Умер.

— В 2000 году дом признали аварийным и передали на баланс Министерству архитектуры Крыма. С тех пор местные сами пытались сохранить в горах старинный высотный замок, но безуспешно, — говорит директор спецшколы-интерната Елена Химина. — Никаких чертежей не осталось. И пробовать восстановить его можно только по кое-каким сохранившимся фотографиям.

Если пройти к пыльной дороге, ведущей в карьер, можно наткнуться на фамильное захоронение. Оно в полном запустении. Здесь уже более ста лет покоятся Эдуард Кесслер, брат матери учёного-академика Александра Ферсмана, и его дочь Мария.

По материалам: «Крымская Правда»
Фото: Ищу автора

Постовой
1. RCSO: наш профиль - оптимизация сайтов под поисковые запросы. Мы поможем вам быть первыми!
2. Сувенирные ручки с логотипом для проведения рекламных мероприятий и подарков корпоративным клиентам, сотрудникам и т.д.

Ярлыки: , ,

 
Запостил: 10:36 | Permalink |


0 Comments:


Отправить комментарий

~ back home