21.10.2008

Братское кладбище
погибших в Крымской войне,
Симферополь

8 сентября 1854 года до Симферополя донеслась артиллерийская канонада. Англо-французские войска, высадившиеся 2 сентября под Евпаторией, двинулись на Севастополь, и у деревни Бурулюк (ныне с. Вилино) на реке Альме произошло первое сражение Крымской войны, навсегда вошедшее в учебники истории и англичан и французов и русских – Альминское.



Начало

Под впечатлением этой пальбы губернатор Пестель, боясь движения неприятеля на Симферополь, сделал распоряжение о выводе отсюда всех присутственных мест, не исключая полиции, с их архивами и чиновниками, в Мелитополь. С перепугу бросились из города и его жители: кто на подводах, а кто и без запасов и вещей, пешком, с узелками в руках. К счастью, в тот же день, на второй станции от города было получено уведомление князя Меньшикова, что Симферополю не угрожает опасность.

Город-лазарет

На период Крымской войны город стал тылом русской армии, ее основным госпиталем. Всего под госпитали было занято 70 казенных и частных домов. И все же раненых приходилось размещать под навесами, в сколоченных наспех бараках. Симферополь обратился в большой, чуть ли не стотысячный город.

Главным консультантом военных госпиталей в Симферополе оказался Н. И. Пирогов. Вместе с остальными немногочисленными военными и гражданскими врачами он делал все посильное и непосильное, чтобы разделить больных и раненых по характеру поражений и заболеваний, осматривал для этого сотни пациентов ежедневно, каждый день делал операции, оживлял, спасал… Здесь он впервые применил гипсовые повязки, пытался внедрить начала военной гигиены, читал для врачей лекции.

Когда в главном военном госпитале скопилось 13 тысяч раненых и больных, вспыхнули грозные эпидемии – тиф, холера.

Городской сад, начинающийся от нынешней площади Советской и тянущийся по нынешней Шмидта, стал излюбленным местом тыловых развлечений. По словам очевидца, «раздирающие душу стоны раненых и больных, погребальные процессии, заунывный звон колоколов, звуки бешеных вальсов и полек, кадрилей и безумные вопли несчастных, потерявших близких сердцу людей, сливались в один чудовищный гул…». Город утопал в грязи и навозе. На улицах валялись павшие лошади, волы. Их сбрасывали в Салгир здесь же, за бульваром.

На пустыре в начале ул. Салгирной (ныне Кирова) находилось кладбище холерных больных. После Великой отечественной здесь построят Центральный симферопольский рынок...

В «Севастопольских рассказах» поручика артиллерии графа Л.Н. Толстого можно разглядеть эту угарную лихорадочную жизнь Симферополя. Толстой жил тут подолгу, снимая квартиру в доме Фесенко (Толстого, 4). А после войны в этом доме довольно долго жил писатель И. С. Аксаков, входивший в состав комиссии, расследовавшей злоупотребления интендантов.

В Симферополе застал Крымскую войну молодой Дмитрий Менделеев. У него было подозрение на туберкулез и петербургский врач посоветовал Менделееву обратиться в Крыму к Пирогову. Менделеев чуть ли не каждое утро приходил к хирургу в госпиталь, заглядывал в операционную, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему, но в то же время прекрасно понимая, что все дело в его собственной нерешительности.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но, ввиду непрекращающихся военных действий, гимназия практически не работала. Вот как описывает Симферополь тех лет Менделеев: «В городе на улицах, на огромнейшем базаре, в каждой лавке, в каждом дому толкотня страшная. Везде лазареты, И у нас верхний этаж гимназии занят ими же... Пыль страшная, так что и выходить не хочется, тем более, что часто приходится слышать запах лазаретов и дыму... Приходится сидеть под окном, глядеть на цветущие еще под окном розы да на опавшее персиковое дерево, по которым ковыляют по двору больные солдаты».

1 ноября 1855 года симферопольские госпитали посетил император Александр II. В одном из них он обратился к раненым со словами:
"Благодарю вас за Россию, за покойного моего Родителя и за себя не простым царским "Спасибо", которое вы не раз слышали, но от глубины души своей, за долгое ваше терпение".
История свидетельствует, что слова государя вызвали громкие рыдания растроганных воинов. 


По материалам: 
Исторически калейдоскоп (Кравцов В.Н., Кравцова В.П.)

Фото:
Gray Wind


Посто-Вой!

Крымская война

Ярлыки: ,

 
Запостил: 18:16 | Permalink |


2 Comments:


At 22 октября 2008 г. в 22:18, Anonymous Анонимный

А где находится место, которое на фотке???

Djon

 

At 23 октября 2008 г. в 13:19, Blogger Крымчанин

Это район Петровской балки.

 

Отправить комментарий

~ back home