03.12.2009

Только мысли о долгой и тяжелой дороге могли в позапрошлом и начале прошлого века остановить человека, желавшего полюбоваться крымскими красотами и пожить неподалеку от моря. Самым длинным, занимающим несколько дней, этапом пути было, конечно, путешествие до самого полуострова — пароходом или железной дорогой. Но ступив на крымскую землю, курортники быстро осознавали, что впереди очередное испытание: выбор транспорта, которым можно будет добраться до места отдыха.
Ничего удивительного, что приезжие с вздохом облегчения приветствовали появление на крымских дорогах регулярных автобусных рейсов. Первый из них перевез пассажиров ровно сто лет тому назад.
Еще в начале прошлого века большинство курортников вместе с багажом загружались в дилижансы и линейки — длинные многоместные открытые экипажи с продольной перегородкой, вдоль которой укреплялись скамейки. Мальпосты с четверкой лошадей, превратившиеся из чисто почтовых карет в пассажирский транспорт, могли взять от 8 до 12 пассажиров. Добраться до места на автомобиле могли рассчитывать счастливчики, имевшие в Крыму богатых друзей с входящим в моду четырехколесным другом. К слову, в 1902 году российский автомобиль (производства фабрики Петра Фрезе, двигатели для него использовали французские) стоил около 3 тыс. рублей. Корова в те времена стоила около 15 рублей, лошадь — 50 — 70 руб., учитель в месяц получал около 30 — 50 руб., а рабочий от 25.
Первым человеком в Крыму, который сделал из «игрушки» средство заработка, был одессит Вальдемар-Георг Трепке, получивший в 1904 году патент на перевозки из Севастополя в Ялту и Симферополь, а также из Симферополя в Алушту. Правда, твердо рассчитывать, что в конкретное время г-н Трепке со своим автоэкипажем будет готов отвезти пассажиров, не стоило — он не брал на себя обязательства по регулярным перевозкам. Это сделал два года спустя крымский предприниматель Сеферов — его автомобиль курсировал из Симферополя в Евпаторию в обозначенные часы и дни, проезд стоил 6 руб. с человека. Но все-таки автомобиль мог взять всего двух-трех пассажиров, а желающих платить за то, чтобы оказаться на месте побыстрее, меньше не становилось. И в 1909 году в Крыму появился первый автобус (точнее, авто большой вместимости), вмещавший 12 пассажиров. Правда, совершал он регулярные рейсы не к морю, а ходил по маршруту Симферополь — Карасубазар, то есть рассчитан был на крымчан, хотя стоимость проезда в 3 рубля была по карману далеко не каждому. В 1911 году автобусных рейсов прибавилось, теперь регулярными автобусными перевозками были связаны еще Армянск и Джанкой.
С каждым годом становилось все больше регулярных автомаршрутов, дешевевших просто на глазах. В своем путеводителе по Крыму Григорий Москвич отмечает, что за проезд от Симферополя до Сак берут 2,5 — 3,5 руб. (это цены 1913 года). Поездка до Евпатории обходилась в 4 — 5 руб., до Ялты добраться можно было автобусом за 8 руб., до Алушты за 4 руб. На рубль-полтора меньше брали «частные конкурирующие автобусы» — сезонные «пираты», которые спешили подзаработать во время курортного нашествия. Борьба за пассажира начиналась, как и сегодня, прямо с вокзала. «На симферопольском вокзале к приходу поездов с севера всегда находится комиссионер почтово-автомобильного сообщения, которому можно вручить багажную квитанцию и пользоваться его услугами. По требованию пассажиров почтовые автомобили, экипажи подаются на квартиру», — оповещал путеводитель.
Но человек, как известно, всегда найдет, к чему придраться. Стали пассажиров возить быстрее и так, как им удобнее, — теперь им не нравились тряска, запах бензина (нередко бочки с топливом приходилось возить с собой, так как заправок на каждом шагу не было). В начале 20-х годов лидером-перевозчиком считалось «Крымкурсо», у которого было около 300 легковушек и несколько десятков автобусов. «Если придется ехать на автомобиле из Ялты в Севастополь, да сохранит вас небо от каких-либо машин, кроме машин «Крымкурсо». У «Крымкурсо» место до Севастополя стоит 10 руб., а у этих 8, — писал Михаил Булгаков, побывавший тогда в Крыму и нарвавшийся на услуги частной фирмы-конкурента. — Когда… подали эту машину, я ахнул. Сказать, какой это фирмы машина, не может ни один специалист, ибо в ней не было двух частей с одной и той же фабрики, ибо все были с разных. Правое колесо было «Мерседеса» (переднее), два задних были «Пеуса», мотор фордовский, кузов черт знает какой! В Гаспре… машина сломалась. Шина лопнула в Мисхоре. Вторая — в Алупке…»
Спустя четверть века жители и гости Крыма ездили куда более комфортабельно. Правда, ждать автобусов приходилось долго. Например, в 1956 году из Симферополя в Бахчисарай они ходили каждые час-два, в Евпаторию через час, в Белогорск каждые три часа… Разве можно сравнить это с нынешним 5 — 15-минутным интервалом отправления в любом направлении! А пассажиры все равно не всегда довольны — теперь и час-полтора в дороге им порой кажутся долгим и недостаточно комфортным путешествием.
НАТАЛЬЯ ДРЕМОВА



По материалам: http://1k.com.ua/302/details/2/2



___________________
В догонку
1. Хотите создать свой блог? Интересный SEO блог Заводского раба - это нужный источник информации в тему для вас.
2. Любителям особенных праздников. Узнай про фестивали пива, какие они бывают.
3. Избавляйтесь от сложностей. Предоставьте обслуживание компьютеров профессионалам.
 
Запостил: 19:52 | Permalink |


0 Comments:


Отправить комментарий

~ back home