31.03.2008

Услышал недавно от симферопольских архитекторов такую байку о закладке Гагаринского парка. Где-то в 60-х приехал в Симферополь большой чиновник из Москвы с целью отдохнуть в Крыму. И очень почему-то заинтересовался жизнью нашего уездного города. После приветственного банкета он попросил показать ему городской парк. Так вышло, что на тот момент самым приличным парком города был парк Тренева. Московский чиновник прогулялся по парку и сказал: Если это парк, то я балерина. Чтобы поправить положение, симферопольские градостроители решили показать чиновнику яблочный сад недалеко от жд-вокзала, мол, мы начали закладку крупного парка на этом месте и скоро закончим. Отлично, сказал чиновник, через месяц я буду возвращаться с отдыха и как раз посмотрю ваш новый парк. Так за месяц в Симферополе вырос самый большой парк культуры и отдыха. Ведь могут когда хотят...

Ярлыки: ,

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 00:19 | Permalink | Накоментили: 0
30.03.2008

Сегодня отдыхали культурно на водохранилище. Как обычно, убрали за собой поляну, а также прилегающую территорию немного (уже не за собой, а за свиньями). Идем с мешками мусора, думаем, куда бы все это добро деть? Зашли в частный сектор через дорогу от водохранилища. Спрашиваю у детей, где тут у вас мусорные баки. Удивились так, затылки чешут. Говорят: Не знаем, мы на дорогу всегда выбрасываем... Пришлось и нам выбрасывать на дорогу, рядом с приличной уже мусорной кучкой. Ну не тащить же это с собой в маршрутку. Вот и получается, что даже при желании сделать чисто очень трудно. Думаю, если бы были на выходе с зеленой зоны водохранилища мусорные баки, на территории самой зеленой зоны было бы значительно чище. Там сейчас такая весна красивая! Если б не эти целлофановые пакеты, бутылки и прочий хлам...

Ярлыки: , ,

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 15:48 | Permalink | Накоментили: 2
27.03.2008

Александр Сергеевич Грибоедов прибыл в Симферополь 18 июня 1825 года. Он остановился в гостинице "Афинская", ныне дом 25 по проспекту Кирова ("Виалаки"). В то время это была улица Салгирная. На этом здании установлена мемориальная доска со следующим текстом: "Здесь в 1825 году жил великий русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов". В соседнем с Грибоедовым номере этой гостиницы жил путешествующий офицер драгунской дивизии, молодой поэт А. Н. Муравьев, который в книге "Знакомство с русскими поэтами" рассказывает, что "в Симферополе Грибоедов был в подавленном состоянии, вел замкнутый образ жизни и казался недоступным". Это же настроение замкнутости и отчужденности заметно и в его переписке. В письме к двоюродному брату и декабристу С. Н. Бегичеву он писал: "... весь век желаю где-нибудь найти уголок для уединения, и нет его для меня нигде. Приезжаю сюда, никого не вижу, не знаю и знать не хочу. Это продолжалось не более суток... ворвались ко мне, осыпали приветствиями, и маленький городок сделался мне тошнее Петербурга. Мало этого. Наехали путешественники, которые меня знают по журналам: сочинитель Фамусова и Скалозуба, следовательно, веселый человек. Тьфу, злодейство! Да мне невесело, скучно, отвратительно, несносно!".
После отдыха и ознакомления с городом, который А.С. Грибоедов в одном из писем в Петербург назвал "дрянный городишко", поэт осмотрел окраины Симферополя и примыкающие к нему селения. 24 июня 1825 года он побывал в известной Красной пещере (Кизил Коба), находящейся вблизи Симферополя. На стене одного из ее рукавов поэт выбил свое имя и год пребывания: "А.С.Грибоедов, 1825". Туристы, часто посещающие пещеру, назвали этот рукав "Грибоедовским".
В Симферополе А. С. Грибоедов встречался с товарищем по Московскому университетскому пансиону Н.В.Сушковым, служившим в Таврическом казначействе, а так же с петербургским знакомым - журналистом и знатоком виноградарства директором Судакского училища виноградарства и виноделия А. К. Боде. Но наиболее охотно он посещал дом, располагавшийся на правом берегу Салгира, где проводил лето генерал М.Ф.Орлов, за противоречащее уставу свободомыслия отстраненный от командования дивизией и находившийся под следствием. Вскоре Орлов примкнет к декабристскому движению и возглавит Кишенёвскую управу Южного общества.

В письме к Бегичеву от 9 сентября 1825 Грибоедов писал о своем пребывании в Крыму: «...ну, вот, почти три месяца я провел в Тавриде, а результат нуль. Ничего не написал... Нажил кучу новых приятелей, а время потерял...»

В конце июня - начале июля 1825 года А. С. Грибоедов предпринял путешествие по многим городам и селениям Крыма. Во время путешествия А.С.Грибоедов вблизи Гурзуфа встречался с польским поэтом Адамом Мицкевичем. Он побывал в Алуште, Алупке, Симеизе, Байдарах, Балаклаве, Инкермане, Севастополе, Херсонесе, Мангуп-Кале, Бахчисарае, Иосафатовой долине, Успенском монастыре. 8-9 июля он возвратился в Симферополь.

Из Симферополя в сентябре 1825 г. Грибоедов отправился на Кавказ - к месту своей службы.

Ярлыки:

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 21:46 | Permalink | Накоментили: 0
По материалам книги Чупикова Б.П. "Неаполь-Скифский. Историко-публицистический очерк"

На Петровских скалах в Симферополе находятся остатки последней столицы скифов –городище Неаполь-Скифский. Древние документы донесли до нас только греческое название. Каким было исконно скифское название этого места, остается только догадываться.

Жизнь города
Основанный в III в до н.э. на пересечении всех торговых путей полуострова, Неаполь связал в единое целое скифские города и поселения, сразу став для них средоточием экономической, политической и культурной жизни, их представителем на международной арене. Город располагался на небольшом плато, всего 20 гектаров. С северо-востока, он был защищен скальным массивом. Здесь не требовалось никакой обороны, лишь небольшой парапет, чтобы никто, в первую очередь, дети, ненароком не упали с обрыва. Тогда такой парапет был. А сегодня его нет. И Петровские скалы практически ежегодно собирают свою кровавую дань. С противоположной, западной стороны плато отделено от известнякового массива узким ущельем, сейчас оно называется Петровской балкой. Здесь тоже особой обороны не требовалось: стенобитное орудие не поставишь, а даже если и поставишь, то оно скатится обратно под силой собственной тяжести при первом же ударе. Мощная оборона была нужна лишь с южной стороны плато. И скифы перегороди здесь плато зубчатой стеной двухметровой толщины и высотой до четырех, а позже достроили ее до 8 метров. Стена перемежалась 6 башнями высотой 12-14 метров, отстоящих друг от друга на 40-50 метров, на убойный полет стрелы. В стене было трое ворот: Западные, Центральные и Восточные. Центральные считались парадными, триумфальными. Пользовались ими царь со свитой, высшая знать, официальные и торговые гости столицы, в них входили войска, когда возвращались с победой. В восточных кварталах города, судя по скромному характеру застройки, жили профессиональные военные. В мирное время они занимались ремеслами, близкими к военному делу: ковали оружие, доспехи, выращивали коней, торговали.


С западной стороны к площади примыкали дома скифской знати, чаще всего мегароны – греческий тип застройки. В середине такого дома располагался очаг-костра в центре громадного зала. Собственно, греческое слово «мегарон» и значит большой зал. Дым от костра поднимался к потолку и выходил через овальное отверстие наружу.
В храме Неаполя горел Вечный огонь в честь Скилура… Во дворе храма росла олива. Возможно, ее посадил сам Скилур. Может быть, в трудную минуту царь приходил сюда слушать голоса богов... Возможно, именно здесь боги нашептали ему план разгрома Керкинитиды – оплота Херсонеса на западном морском берегу. Тогда скифы расположили стенобитные орудия не по периметру всей стены, как это обычно делалось (чтобы найти в стене слабое место), а собрали всю мощь этих орудий в одном месте. В считанные минуты затрещал и рухнул целый пролет стены, от башни до башни.
На просторном лугу под акрополем располагался стадион. Тогда, он, кстати, тоже так назывался. Здесь проходили соревнования мастеров кулачного боя. Многие из них были увенчаны и олимпийскими лаврами. Левее стадиона, почти у края плато располагались кучка куполообразных домиков. Там жили тавры. Они поселились на плато задолго до появления здесь города. Тавры – ближайшие родственники скифов. Греки тут их совсем чуть было не истребили, те бежали в горы, но греки достали их и в горах. Тогда Тавров выручили скифы. Подвинули греков так, что тем осталась лишь узкая полоска западного побережья.
Интересен скифский способ хранения запасов хлеба – в зерновых ямах, вырубленных в скальном грунте всюду, где нашлось место. Даже вдоль крепостных стен. Таким образом скифы избавились от необходимости сбывать большую часть урожая по низким ценам. К тому же в случае осады город не остался бы без провианта. В зерновых ямах пшеницу можно было хранить до 50 лет.
Падение Неаполя связывают с периодом Диофантовых войн, когда на скифов напали греки Херсонеса в союзе с греками Понтийского царства, занимавшего тогда территорию современной Турции. Город был взят штурмом, разграблен и сожжен. Через 400 лет после Даофантовых фойн в пределы скифии вторглись готы. И скифы куда-то делись... совершенно исчезли исторические сведения о них... И если, например, насчет исчезнувших римлян всё понятно – они стали родоначальниками романских народов, и никто это сейчас не оспаривает. То со скифами дело обстоит куда запутанней. Как будто кто-то запретил называть народы Восточной Европы потомками скифов, даже в научном обиходе. От скифов не осталось практически ничего. Даже имени. Ведь «скифами» из называли греки. Самоназвание скифов по некоторым источникам – сколоты. И многие видят в этом имени исток нынешнего этнического термина «славяне». Но историческая наука упорно продолжает называть сколотов скифами и это превращает в непроницаемую тайну нашу раннюю историю.
Неправ был Блок, говоря: «Да, скифы мы, да, азиаты мы, с раскосыми и жадными глазами». Не от этих ли строк идет сегодняшняя формула: «скифы – ирано-язычные племена». Достаточно открыть любой энциклопедический словарь, чтобы убедиться в обратном. Весь причерноморский период скифской истории, с VII в. до н.э. по III или IV вв. н.э., на территории современного Ирана обитали исключительно индоевропейские племена. В том числе и скифы.
Очевидно скифское тяготение к эгипетской культуре, несомненно большее, чем к любой другой, даже греческой. Большую ценность представляют египетские изделия из цветной пасты: голубая подвеска, изображающая египетского бога Бэса, пронизи в виде лежащих львов, лягушки и черепахи, биноклевидные подвески, подвески в виде виноградных гроздьев, изображение кулачка-кукиша. На многих из них изображен египетский иероглиф в виде змеи – знака жизни.

Царский мавзолей
В августе 1945 года на Неаполь-Скифский прибыла из Москвы Тавро-Скифская археологическая экспедиция. Одним из организаторов ее был Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Поэтому когда будете в Москве, посетите музей, там много экспонатов скифской культуры, взятых именно отсюда.
Через год работа экспедиции привела к сенсационным открытиям. Найден царский мавзолей, чудом избежавший разграбления, сохранивший для нас уникальную, богатейшую коллекцию изделий древних мастеров, обнаружены десятки склепов скифской знати. Результаты многолетней (1945-1960) экспедиции перечеркнули прежнее представление о скифах как о диких и безграмотных «вчерашних» кочевниках. Пред нами предстал народ сильный, талантливый, умный, способный выносить долгие и суровые испытания. Симферопольский архитектор Кондрацкий увлекся изучением материалов раскопок и предпринял попытку воссоздать в ряде рисунков облик города в пору его расцвета (II в. до н.э.). Получился город очень похожий на Рим того же периода.
В царском мавзолее были найдены тысячи предметов скифского обихода. Только золотых изделий более 1300. Однако самой большой загадкой был сам мавзолей, принятый поначалу за коллективную усыпальницу скифской знати.
Мавзолей изначально был предназначен для одного человека – Скилура – и построен после его смерти в каком-то из 20-х – 10-х годах II в. до н.э. за те 40 дней, что отведены скифским (и нашим тоже) погребальным обычаем для прощания с усопшим. Никто не хотел расставаться со Скилуром. Поэтому его решили вопреки обычаям оставить среди живых. Символично, конечно: похоронить на самом видном месте, возле центральных городских ворот. Перед автором проекта мавзолея стояла непростая задача: придать гробнице вид, внушающий благоговение перед тем, кто в ней покоится, напомнить о его великих свершениях. Он строит гробницу Скилура в виде остроконечного обелиска к западу от центральных ворот. Гробница будет стоять вплотную к стене у будет возвышаться над ней подобием скифского меча-акинака, символа вечной защиты города прахом Скилура. Площадь погребальной камеры составляла всего 40 кв.м., но за счет высоты сооружения мавзолей внутри был похож на храм. Рядом, по традиции, были захоронены лошади и конюх.
Когда же в мавзолей впервые проникли археологи, пред ними предстала жуткая картина: погребальное помещение было до отказа набито останками людей в истлевших и полуистлевших гробах, а то и наспех завернутых в кошму или шкуру, чуть ли не в рогожу. Возникла гипотеза о массовом захоронении в царском мавзолее, мол, именно так местные скифы и поступали со знатными покойниками: складывали штабелями в царской усыпальнице. Всего 12 ярусов, 70 покойников. Между тем доподлинно известно, что скифы исповедовали культ предков, и почитали останки усопших родных. Иногда они даже вступали в неравный бой за то, чтобы отбить у неприятеля могилы предков. И вдруг такой прагматизм. Заставить скифов так поступить могла только смертельная опасность, и не для одной столицы, а для всей Скифии. Они понимали, что очень скоро огромное готское войско вторгнется на их территорию и даже циклопицеские стены Неаполя не смогут выдержать этой осады. Более того, как только начнётся осада, склепы скифской знати окажутся в руках готов. Трезвая оценка ситуации позволила найти решение. Всех, кто захоронен в склепах, до лучших времен перезахороняют в царской усыпальнице. Прах самого Скилура перезахороняют в другом, тайном месте до лучших времен. Чтобы усыпальница не привлекала к себе внимание неприятеля, ее переоборудуют в сторожевую привратную башню, а чтобы не настораживало ее асимметричное положение, с другой стороны ворот возводят такую же.
На то, что останки Скилура были перезахоронены указывает много фактов. У археологов царские останки изначально вызывали подозрения. Эти подозрения лишь усилились, когда знаменитый М.М.Герасимов воссоздал лицо погребенного по черепу, взятому из могилы. Лицо мужчины 35-40 лет. Скилур должен был выглядеть значительно старше.
Особо следует сказать о единственном в своем роде женском захоронении мавзолея – в роскошном деревянном саркофаге (другие женские останки найдены в мавзолее только в общих «семейных» гробах). На саркофаг рухнула груда сырцового кирпича, вместе с чатью перекрытия. Видимо, при первой, татарской выборке камня. Обломки саркофага покрылись толстым слоем пыли и почти полностью истлели. Реставрировал саркофаг участник Тавро-скифской экспедиции Олег Иванович Домбровский (вплоть до 1994 года – ведущий археолог Крыма), по отпечаткам слежавшейся пыли, уцелевшим «блесткам» краски и гипсовым отливкам пустот. Получилось подлинное произведение искусства, созданное талантливым художником. В сплетении цветочных гирлянд, птичьих фигур, когтистых звериных лап художник запечатлел трагедию утраты. Саркофаг – это скульптура отчаяния, душераздирающий стон мужской любви, тяжело раненой смертью любимой женщины. От чего она умерла, неизвестно. С некоторой долей уверенности можно сказать лишь то, что она была гречанкой: кто-то положил под саркофаг греческую монетку – заблудшей душе на переправу через Стикс.
Останки предков скифов остались в мавзолее навсегда. Это лишний раз доказывает, что вся военная мощь Неаполя не остановила готов. Спрятали мавзолей умело: вся крепость срыта, а на секретное погребение никто не наткнулся. Что касается склепов (экспедиция нашла их более сорока), то все они прошли в отчетах как «ограбленный в глубокой древности». По ценностям ритуального инвентаря они значительно уступали мавзолею.

Готское нашествие
Готы – одно из германских племен – понимали, что римская империя дряхлеет на глазах, однако одним им с нею пока не справиться. Нужна огромная сила, враждебная Риму. Они нашли подход к сарматам и аланам. Скифы в эту антиримскую коалицию не вступили. Вероятно, в скифах готы видели главных соперников на послеримской политической арене. И именно на скифах они решили проверить силу своего нового союза.
Готы поначалу вытеснили из поволжья и приазовья роксоланов – родственников скифов. Роксоланы, кстати, тоже более известны по греческой кличке сарматы. Поляки считают их своими предками.
Вообще же сумма известных фактов о готском вторжении в Такрику склоняет к мысли, что победа готов над скифами была добыта главным образом руками сарматов и аланов. Выходит, в Неаполе посеяны зерна глубинного, до сих пор существующего раскола между славянскими народами. Тяготение к Западу, поляков...
Интересный факт: в могиле Скилура помимо почих гробов скифской знати было найдено странное захоронение двух людей: скифа и гота. Скиф был похоронен с воеными почестями, в доспехах, при оружии и со сзаменем, покрывающим его грудь. А у его ног находились останки человека в одежде готского военачальника. Гота засунули в могилу как трофей, как жертвоприношение.
Вероятно, где-то на подступах к Неаполю дорогу готам преградило крупное скифское подразделение. Оно полегло в неравном бою, некому было спасти даже знамя. Единственное, что могла сделать горстка живых – это вынести с поля боя тело погибщего командира. Его и похоронили в мавзолее Скилура. Вскоре скифы разгромили тот самый готский полк, отбили знамя и в придачу – тело погибшего готского командира. Его-то и засунули в могилу в качестве трофея.
Едва готы покинули дымные руины Неаполя, в город стали возвращаться его жители. Однако преимущественно греки. Скифы куда-то пропали. Ходили слухи, что они отправились на север, в скифские степи. Через какой-то период времени остаточное скифское население окончательно смешалось с греческим. Растворилось в нем. Это повлияло естественно и на архитектуру города. Она стала греческой. Узнать истинную архитектуру скифов археологом удалось лишь по склепам. Пластичный, живой и опрятный облик скифских катакомб чем-то напоминает внутреннее убранство украинских хат, сияющих белизной стен и росписью печей.


Забвение
Несмотря на всю историческую важность Неаполя-Скифского и его археологическую ценность, политика властей относительно древнего города была более чем непонятной. Сейчас на большой территории бывшего Неаполя расположены очистные сооружения Симферопольского горводоканала. Построены они были еще в 1926 году. Еще раньше это место власти Симферополя сдавали в аренду всем желающим добывать здесь строительный камень. Еще раньше брали камень из городища, татары. Собственно, именно благодаря этому стройматериалу и вырос здесь татарский город Ак-Мечеть (Белая Мечеть).
Татары пришли в Крым на исходе XIII в., гонимые с востока отсутствием пастбищ. Здесь, на плато возле Салгира (тогда он носил еще греческое имя Истра), они обнаружили обычное горное селенье. Не особо большое, средних размеров. Единственное, что их удивило, это то, что с юга, со стороны ровного горного плато это селенье защищала мощная оборонительная стена колоссальных размеров, с шеренгой громадных башен, частично разрушенных, но не менее грозных. Тогда здесь жили уже преимущественно греки. Город принадлежал княжеству Феодоро. В 1475 году это княжество будет захвачено турками после 6-месячной осады. И перед новыми хозяевами встанет серьезная задача: каким образом подчинить себе феодоритов, как их ассимилировать. Возобладала идея татаризации христианского населения путем размещения на землях Феодоро как можно большего числа татарских деревень (ничего не напоминает?). Следовало парализовать всякую деятельность крымских христиан, начиная с долины Салгира. Для контроля над всей долиной нужен крепкий татарский город. И этот город скоро появится. Он будет называться Ак-Мечеть. Ак-Мечеть (ныне её площадь занимает старый город Симферополя) построили быстро. В немалой степени потому, что камень для нее брали из развалин Неаполя. Скифского камня с избытком хватило на новый татарский оплот. Из него же была построена и сама «Белая мечеть», в честь которой назвали город (сейчас на ее месте мечеть Кебир-Джами). Греков, живущих на месте Неаполя татары как бы не замечали, в надежде, что те не выдержат такого издевательства и сами уйдут в горные районы к единоверцам. Однако греки выдержали. Чуть ли не до конца XVIII в. на разоренном плато продолжало существовать селение, в котором жили люди из прошлого, чуждые всему, что их окружало. Последний раз они упомянуты в краеведческом издании о Симферополе: «Неаполис пережил свою метрополию и другие греческие города, и под названием Керменчика дожил до 1779 года, а в этом году вместе со всеми греками и митрополитом Игнатием жители оставили свой город, где прожили не менее 2000 лет, переселились в Мариупольский уезд и образовали село того же названия – Керменчик. О последних днях этих жителей татары передают, что это были люди трудолюбивые, честные, имели лавки, улицы, много воды в горе, но жили замкнуто от татар, уходя забили источники каким-то составом и овечьей шерстью; были очень бедны и вместе с тем честны настолько, что вместо металлических денег употребляли камушки, образцы которых можно увидеть в нашем музее».
Традицию брать камень для строительства из Неаполиса продолжили и российские первопоселенцы Симферополя. Первым, кто задумался о том, какая колоссальная археологическая ниша находится на этом месте, был исправник Симферопольского уезда, один из потомков последних правителей Крымского ханства Султан-Крым-Гирей. Летом 1827 г. он обратил внимание на мраморные плиты, которые лежали в повозке, спускающейся с Неаполя. На них был изображен барельеф конного воина в архаичном облачении. Две другие плиты притягивали взгляд строгой красотой древнегреческих надписей, посвященых Зевсу и Афине от имени Посидея, сына Посидеева. Исправник купил плиты и отправил в Одесский музей древностей. Там ими весьма заинтересовались. Прежде всего надписью, упоминавшей легендарного скифского царя Скилура. В то же лето здесь заработала одесская археологическая экспедиция. Среди её находок самая ценная – второй мраморный барельеф, погрудный портрет двух мужчин: пожилого и юного, почти мальчика. Принято считать, что на барельефе увековечены Скилур и его сын Палак.
Проанализировав результаты раскопок, руководитель экспедиции Бларамберг высказал догадку, ставшую научной сенсацией, подтверждаемую всеми последующими находками: найден Неаполис, загадочно исчезнувшая столица позднескифского государства. Взглянуть на скифскую столицу спешат ведущие археологи со всего мира. До сознания симферопольцев доходит, что рядом с их городом соседствует серьезный археологический памятник. Сама собой складывается традиция показывать руины Неаполя гостям города. Вскоре гости уже сами просят показать им Неаполь-Скифский. Едва ли не первым проявил неподдельный человеческий интерес к Неаполю Белинский. Он посетил городище в сентябре 1846.
Однако еще значительно раньше судьбой скифского народа был увлечен другой великий русский ум. Михаил Ломоносов на основе анализа исторических источников, до нас не дошедших, высказал полную уверенность в том, что историю нашего отечества нельзя понять без «древних родоначальников нынешнего российского народа, в котором скифы не последнюю часть составляют».


Куда делись скифы?
Интересно было то, что зарисовки найденных в городище архитектурных узоров имели прямые аналогии в русской культуре. Так, скифская богиня с развевающимися прядями волос, держащая под уздцы двух вздыбленных коней была точной копией канонического изображения славянской Берегини. Ее изображение вплоть до начала XX в. являлось одним из наиболее популярных сюжетов у русских, украинских и белорусских вышивальщиц.
В языческом пантеоне древнего Киева одно из главных мест занимал скифский бог Хорос. Более того, по одной из версий происхождения слов «Русь», «русский», выдвинутой академиком В.В. Латышевым: росс, русь – вариации самоназвания таврских, затем, видимо, тавро-скифских племен, древнейших индоевропейцев нашего полуострова.
Почему никого не волнует близоть во времени двух исторических событий: гибели Неаполиса и основания Киева? Как они похожи на причину и следствие. Почему крымские архиолои дружно молчат о том, что в Крыму есть памятники черняховской культуры, переходной от скифской к древнерусской? Участие скифов в формировании полян, колыбели Киевкой Руси доказал на основе анализа археологического материала русский ученый, один из крупнейших историков нашего времени В.В. Седов. Той же проблемой занимался московский археолог Э.А.Сымонович. Он сделал такой вывод: «Сопоставление краниологических серий из Неаполя-Скифского с сериями таких хронологически близких могильников Нижнего Приднестровья, как Золотая Балка и Николаевка-Казацкое дает основание относить людей, оставивших все эти памятники, к одной этнической группе. Имеются основания также говорить об участии их в этногенезе славянского населения, о чем свидетельствует их морфологическая близость к некоторым группам полян».

В наше время
Через несколько лет после успеха Тавро-Скифской послевоенной экспедиции, в период относительного археологического затишья горводоканал снова развернул здесь активную хозяйственную деятельность. Неаполь вновь перекопали траншеями труб и коммуникаций. Соскребли бульдозерами культурный слой вместе с хорошо сохранившимся под наносами земли низом южной, наиболее мощной оборонительной стены, остатками башен и прилегающей к стене плотной пригородной застройки. При виде этого у многих археологов сдавали нервы. Не в силах было видеть, как уничтожают уникальный памятник истории.
Однако и в наше время Неаполь продолжает дарить археологам неожиданные находки. Дал свои результаты и археологический сезон 1999 года. Кандидат исторических наук Зайцев проводил со своими помощниками раскопки возле «здания с портиками», на территории, которую в 1827 году исследовала экспедиция Бларамберга. Возникла идея покопаться вокруг вырубки в скальном грунте, обнаруженной в 1950 году неподалеку от западного портика. Считалось, что это культовый бассейн, подобный тому, что находился возле Южного дворца Скилура. Вырубку археологи расчистили до дна, а почву по краям оставили нетронутой. У одного края вырубки сразу обратил на себя внимание травянистый бугорок. Сняли дерн. Под ним обнаружилась компактная груда камней. Фрагменты какого-то декора со следами краски и врезными буквами. Всего 200 фрагментов, которые сложились в рельеф всадника с копьем, а буквы – в стихотворную эпитафию на греческом. К сожалению, надпись плохо сохранилась, уверено читается лишь строка «Гробница великого Аргота, повелителя Скифского». Дальше в эпитафии упоминаются эллины и фракийцы. Культовый бассейн оказался гробницей предшественника Скилура, возможно, его отца.

Лирическое окончание
Наталья Малая

Неаполь Скифский



Среди пожелтевшей
Сухой травы -
Чёрная гари
Плешь,
И тени от древней
Другой страны,
И жёлтой тропы
Рубеж.
И воздух прозрачней
Ручья росы,
И птицы полёт
В синеве.
Внизу расстилает простор
Салгир,
Здесь - город,плывущий
Ко мне,
Исчез,растворился
В выси,
Вдали,
И ходу нет кораблям.
Его мы с тобою сегодня
Нашли,
Средь древней травы
И огня.
Усталость смешалась в нём
С крепостью стен,
И с белым пятном
Скал.
Нас время случайно
Забрало в плен,
И даже сейчас
Мы - там.
Средь жёлтой травы -
Со следами огня,-
Ни голосов,
Ни людей.
Лишь ветер,
И небо,
И отблески дня,
И тени седых
Крепостей.

Ярлыки: ,

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 12:54 | Permalink | Накоментили: 12
26.03.2008

Возвращаюсь вечером домой на маршрутке. Слегка подвыпивший (отмечали день рождения подруги). В ряду напротив сидят двое парней быдланутого вида, грызут семки, бросают шкурки на пол и обсуждают кому там «Машка дала», и кому еще, быть может, даст. Вдруг разговор заходит о том, к какой завтра паре в универ. Не выдерживаю, спрашиваю ребят: «А вы, простите, еще и в университете учитесь?» Отвечают удивленно: «Да, на третьем курсе, а что?». «Ничего. Интересно просто, что даже такое быдло нынче в вузы принимают. И даже на третьем курсе вы таким быдлом умудрились остаться». Явно удрученные моим ответом студенты спрашивают: «Слыш, чё это мы быдло?!». Пришлось культурно объяснить, что негоже так свинячить в общественном транспорте. Приняли к сведению, спрятали семки, притихли…

А ведь за этим свинством наблюдал далеко не я один… Беда наша, наверное, не столько в том, что у нас полно подобных гопничков. Людей, не способных на такое поведение, значительно больше. Беда от попустительства хамства и бескультурья, от того, что большинству всё равно. От этого всё-равна и такой бардак вокруг, наверное.


Да и я не стал бы, наверное, выяснять отношения, не будь я малость пьян...

Ярлыки:

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 12:47 | Permalink | Накоментили: 0
20.03.2008
В канун четвёртой годовщины трагических событий в симферопольском баре «Коттон-клуб» Русский молодёжный центр (молодёжная организация Русской общины Крыма) организовал пикет у здания представительства президента Украины в Крыму, передает Крымское агентство новостей со ссылкой на "Крымскую правду".
«Коттон» не должен повториться!» - заявили участники пикета и потребовали «исключить помилованного президентом К. Абдуллаева, организатора нападения на славянскую молодёжь в «Коттон-клубе», из совета представителей крымскотатарского народа при президенте Украины.
«Пора прекратить политику двойных стандартов в отношении жителей Крыма разных национальностей, - заявил депутат Верховного Совета АРК, председатель Русского молодёжного центра Андрей Козенко. - Мы не против татар, требуем лишь прекратить незаконную деятельность так называемого меджлиса».
Организаторы пикета инициировали символическую акцию «узелок на память», повязав на ограду здания джинсовые ленточки. «Они будут напоминанием властям, что эти преступления не стёрлись из памяти крымчан, - отметил А. Козенко.

Ярлыки: , ,

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 23:41 | Permalink | Накоментили: 1
16.03.2008

Вчера ездил в Севастополь. Казалось бы, каких-то 80 км на юго-запад, а уже совсем другое измерение. Весна в Севастополе уже свирепствует вовсю: деревья цветут, девушки оголяются, коты сходят с ума. А вообще Севастополь - это какая-то автономия в автономии. Это даже в Конституции Украины отражено: два города в Украине имеют особый статус: Киев и Севастополь. Здесь практически все по-своему...
Взять хотя бы маршрутки (или как их здесь именуют "топики"). Оплата при выходе, что весьма удобно для водителя: ему не приходится изображать из себя Шиву в четырьмя руками (две для управления маршруткой и еще две для параллельного подведения бухгалтерии). Плюс, в Севастополе, несмотря на то, что некоторые маршруты куда длиннее симферопольских, проезд в больших автобусах стоит 1 гривну. А еще здесь нередко отказывают в проезде, если не осталось сидячих мест.

Троллейбусы в Севастополе тоже особенные: таких в Крыму больше нигде нет (или в Кречи такие же?). А вот проезд в троллейбусе, как и практически везде по Украине, стоит 50 копеек.
Эта зима была для севастопольцев настоящим испытанием: практически не работало центральное отопление и не было горячей воды. К этому за годы незалежности горожане, в принципе, привыкли, но вот морозы нынешние были уж больно лютыми. Ну ничего, перезимовали... Отопление и воду, кстати дали... С первым весенним потеплением.

С питьевой водой в городе, видимо, тоже напряг. По дворам ездят вот такие водовозки с "экологически чистой питьевой водой". Принцип работы - как у наших молоковозов: приезжает во двор, включает какую-то музыкальную сирену, оповещая о своем присутствии округу, народ сбегается с тарой и покупает воду.
Вообще, после Симферополя Севастополь кажется очень большим. Тем более, когда не знаешь местности. Город разбросан по бухтам вдоль побережья, и то, что, возможно, могло бы уместиться на территории чуть больше Симферополя, растянуто на многие километры.
Предшественник Симферополя - Неаполь Скифский. Предшественник Севастополя - Херсонес Таврический. Эти древние города, кстати, воевали между собой в свое время.
Кто-то сравнивает Севастополь с Питером. И все-таки Севастополь это Севастополь. Он всегда был и будет самобытным. И настоящих севастопольцев, кажется, всегда можно узнать по каким-то еле уловимым чертам характера, по отношению к тем или иным вещам, по манере речи, наконец. На мой взгляд, это единственная черта, сближающая Севастополь с Северной Столицей.

Ярлыки:

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 17:54 | Permalink | Накоментили: 0
12.03.2008
В СССР 23 февраля являлось Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. Теперь это "День защитников Отечества".
Здесь уместно напомнить, что сперва 23 февраля считалось Днем создания РККА. Но поскольку она была образована декретом от 15 (28) января 1918 года, вожди большевиков выдумывали все новые и новые объяснения. Например, в 1923–1937 годах утверждалось, что якобы именно 23 февраля 1918-го был опубликован декрет, положивший начало формированию первых частей Красной армии. В приказе Реввоенсовета Республики от 5 февраля 1923 года, подписанном Львом Троцким, так и говорилось: «23 февраля 1918 г., под напором врагов рабочее и крестьянское правительство провозгласило необходимость создания вооруженной силы».
Между тем законодательные акты Совета народных комиссаров вступали в действие со дня их обнародования в печати. И с вышеупомянутым декретом население, скажем, Петрограда могло ознакомиться уже 20 января (2 февраля) 1918 года. В Кремле, наконец, поняли нелепость прежнего довода, а потому в появившемся в 1938 году «Кратком курсе» истории ВКП(б) сообщалось следующее: «Молодые отряды новой армии – армии революционного народа – героически отражали натиск вооруженного до зубов германского хищника. Под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма – 23 февраля – стал днем рождения молодой Красной армии».
Затем этот пассаж был доведен до полного абсурда, о чем свидетельствуют строки из приказа наркома обороны Сталина (1942 год): «Молодые отряды Красной армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой... Именно поэтому день 23 февраля 1918 г. был объявлен днем рождения Красной армии».
Утверждение, что 23 февраля 1918-го была одержана какая-то победа над германскими войсками, сродни декларации Саддама Хусейна 1991 года о выигрыше Ираком войны с американцами и их союзниками. Тем не менее именно это стало официальным обоснованием праздника. Хотя даже большевики в первые годы своего правления отнюдь не утверждали, что в феврале 1918-го были достигнуты какие-то успехи в боях с немцами. В вышеупомянутом приказе РВСР 1923 года отмечалось: «Немногочисленны и слабы были первые отряды. Под стенами Казани и Симбирска молодая армия получает первое боевое крещение. Здесь, на Волге, она научается верить в свои силы».
Кстати, после Великой Отечественной советская пропаганда вернулась к формулировке «Краткого курса». А заодно придумала новую причину, по которой был установлен главный праздник Вооруженных сил СССР: 22 февраля опубликован декрет СНК «Социалистическое отечество в опасности!», и под его воздействием 23 февраля в Красную армию записались десятки тысяч добровольцев. Сомнительное объяснение. Да, в 1918 году большевистские газеты утверждали, что якобы у вербовочных пунктов выстроились очереди добровольцев. Но не 23 февраля (в субботу), а в середине следующей недели.
То, что произошло 89 лет назад в феврале ныне хорошо известно. В ту пору большевики могли рассчитывать всего на несколько десятков тысяч солдат, способных оказать сопротивление германским и австро-венгерским соединениям. Однако Троцкий, ничтоже сумняшеся, прервал мирные переговоры с представителями блока центральных держав (как он утверждал по предварительной договоренности с Лениным), и противник 18 февраля перешел в наступление. Позже в СССР принялись писать, что в нем участвовало несколько сот тысяч военнослужащих. Но, например, в опубликованном 21 февраля воззвании прапорщика Николая Крыленко, волею судеб и СНК оказавшегося на посту Верховного главнокомандующего, подчеркивалось: «По полученным известиям совершенно определенно установлено, что Германия не в состоянии бросить на революционную Россию достаточно крупных сил. Наступление ведется сравнительно небольшими отрядами». «Провокационные» же «слухи о немецком нашествии» распускаются «буржуазией и ее агентами». Еще один видный большевик Владимир Антонов-Овсеенко отмечал, что немцы заняли Минск и Борисов отрядами примерно в 100 человек.
Скорость продвижения неприятеля доходила 50 км в сутки. 23 февраля немцы предъявили правительству Ленина ультиматум с требованием фактической капитуляции. В тот же день ЦК большевистской партии принял условия врага. В ночь на 24 февраля ВЦИК и СНК, в которых большевики имели подавляющее большинство мест, «проштамповали» это решение.
Впрочем, «знаменательно» 23 февраля не только столь позорным событием.
23 февраля 1918 года в 2 часа ночи «революционные матросы» Черноморского флота начали акцию по уничтожению офицеров, «контрреволюционных агитаторов», «спекулянтов» и прочих «буржуев» Севастополя. В кровавой расправе приняло участие до 2 тыс. «активистов» (на ЧФ в конце 1917 года служило свыше 40 тыс. моряков). 26 февраля на заседании Севастопольского совета подвели итоги: убито не менее 250 человек. Некоторые белоэмигранты писали о 800 погибших.
Волна истребления прокатилась и по всему Крыму. Как писал председатель Севастопольского ревкома Гавен, в Симферополе в ночь на 24 февраля были расстреляны 170 человек. Десятки людей предали смерти в других городах.
Что же стало причиной крымской бойни? Тот же Гавен назвал 23–24 февраля 1918 года тревожными днями, «когда над всей Россией громко раздался голос Совнаркома, объявивший, что «социалистическое отечество в опасности». По словам Гавена, один из матросов на заседании Севастопольского совета 26 февраля оправдывался: «Мы виноваты, но, когда я бросал в море офицеров и спекулянтов, я думал, что делаю хорошее дело. И мои товарищи, которые принимали участие в расстрелах, думали, что они поступают как честные революционеры». И в самом деле, ведь последний пункт декрета СНК гласил: «Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления».
«И больше ничего. Никаких инструкций, никаких рамок, никакого надзора за применением этой кары не было поставлено, – отмечал в книге «Нравственный лик революции» бывший нарком юстиции левый эсер Исаак Штейнберг. – Единственное теоретическое разъяснение этого акта заключалось в бесчисленных аршинных призывах к мести, заполнявших большевистскую печать. Единственное практическое развитие этого неслыханно-ответственного распоряжения заключалось в циркулярной телеграмме ВЧК, которая в истеричных тонах, в самых безудержных выражениях призывала к широкому применению смерти... Осуществление этой меры, которая позже воистину должна была превратиться в величайшее поражение революции, было доверено всем, почти всем без исключения. Все дремлющие в массовом человеке инстинкты зла и разнузданности, не переплавленные культурой, не облагороженные моральным подъемом революции, изредка проявлявшиеся в фактах самосудов, были узаконены, выпущены наружу, выпущены сверху. Самосуд случайный, спорадический и преступный превращался в законную революционную систему. Манифест об обороне социалистического отечества превратился в манифест о расстрелах. Те самые действия, после совершения которых в состоянии коллективного опьянения массы испытывают горечь, раскаяние, жалость, чувство греха, теперь становились допустимыми, нужными, полезными. Волею революционной власти создавался слой революционных убийц, которым суждено было вскоре стать убийцами революции».
Штейнберг не лицемерил. В книге Троцкого «О Ленине» отмечается, что на заседании СНК Штейнберг восстал против «расстрельного пункта» декрета. «Наоборот, – воскликнул Ленин, – именно в этом настоящий революционный пафос (он иронически передвинул ударение) и заключается. Неужели же вы думаете, что мы выйдем победителями без жесточайшего революционного террора?»
Таким образом 23–24 февраля 1918 года первый раз за всю большевистскую революцию число казненных измерялось сотнями. Никогда до этих дней такого не бывало. Это уже потом имели место и куда более масштабные экзекуции...
Словом, культивируемый десятилетиями праздничный миф о 23 февраля 1918-го начисто вытравил из общественного сознания горькую правду связанную с этой датой. «23 февраля – красный день календаря» – отныне и во веки веков.

http://nvo.ng.ru/history/2007-02-16/1_prazdnik.html

Ярлыки: , , ,

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 18:14 | Permalink | Накоментили: 0
09.03.2008
7 марта снова видел в небе над Симферополем все те же огни. Фотоаппарата на этот раз не было, но удалось дозвониться до подруги, которая тоже смогла их увидеть.
На этот раз в небе было два огня, которые поначалу висели высоко в небе на небольшом расстоянии друг от друга. Светились естественным светом обыкновенного пламени. Постепенно стали отдаляться друг от друга и медленно гаснуть, пока совсем не исчезли.

Ярлыки:

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ >>>  
Запостил: 17:46 | Permalink | Накоментили: 0